Кремль теряет влияние на энергосектор Восточной Европы
После позорного бегства бывшего президента Украины Виктора Януковича в Российскую Федерацию, в Украине был взят курс на снижение энергетической зависимости от Российской Федерации. За последние два года были достигнуты некоторые успехи на данном направлении.
Уровень закупок Украиной российского газа по контракту, подписанному в 2009 году, составляет ежегодно не менее 40 миллиардов куб. метров газа. По факту же Украина закупает в России минимальные объемы газа. Так, в январе-ноябре 2015 года страна сократила импорт природного газа по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 9,5% - до 16,2 млрд. куб. м с 17,9 млрд. куб. м. Больше всего природного газа поступило с территории Европы - 10,0 млрд. куб. м, или 62% от общего объема. По данным «Укртрансгаза», в ноябре Украина импортировала 1,1 млрд. куб. м природного газа, из них 65% поступило с территории Европы.
Украина в конце ноября 2015 года вообще отказалась от закупки российского газа.
По словам премьер-министра Украины Арсения Яценюка, причиной отказа от российского топлива является его более высокая цена по сравнению с европейской. До конца 2015 года "Газпром" установил стоимость газа для "Нафтогаза Украины" в 227 долл. за тысячу кубометров. В 2016 году Украина рассчитывает закупать в случае необходимости российский газ по цене примерно 207-208 долл. за тысячу кубометров. Цена на газ из Европы в 2016 году ожидается на уровне 175-180 долл.
Взгляд в недавнюю историю является еще более наглядным: до 2004 года Украина покупала у России около 80 миллиардов куб. метров газа, занимая второе место в мире по объемам потребления этого вида топлива. Таким образом, абстрагируясь от внутренних политических дебатов, можно смело утверждать, что процесс снижения Украины зависимости от российского газа действительно происходит.
Газпром теряет влияние в Польше и Латвии
По мнению аналитиков группы глобальной разведки Geostrategy, постепенная потеря российской компанией «Газпром» украинского рынка стала прелюдией к глобальному сокращению некогда магического влияния «Газпрома» на энергетический рынок Европы. На саммите Евросоюза 15 октября 2015 года было подписано соглашение, согласно которому Польша и страны Балтии берут обязательства по строительству газопровода, который буде играть ключевую роль в процессе интеграции энергетических систем указанных государств.
Подписание этого соглашения активно обсуждалось в первом полугодии 2015 году, когда Латвия впервые в своей истории председательствовала в Совете Европейского Союза. Во время своего председательства Латвии удалось заложить основы для мощного формирования Европейского энергетического союза с целью достижения энергетической независимости ЕС и формирование общей энергетической политики. Вопрос энергетической безопасности и диверсификации занимает важное место во внешней политике Литвы. Так, Литва выступила категорически против строительства газопровода «Nord Stream II», считая его таким, что увеличивает европейскую зависимость от российского монополиста и снижает энергетическую безопасность.
Подписание упомянутого соглашения о строительстве газопровода произошло ровно через неделю после того, как Польша запустила LNG-терминал в городе Свиноуйсье (расположен на берегах островов Узедом и Врлин, между которыми находится узкий пролив, связывающий Щеценский залив с Балтийским морем) и меньше чем через месяц после запуска LNG-терминала в литовском городе Клайпеда. Эти два события символизируют эволюцию усилий стран Балтии и Польши по уменьшению зависимости от российских энергоносителей. Клайпедский LNG-терминал уже начал получать коммерческий газ от норвежской компании Statoil. Польський же терминал по принятию LNG-газа ориентирован на продукцию из Катара. Таким образом, оба новых терминала отвечают требованиям Европейского Союза в контексте необходимости обеспечения максимальной диверсификации источников получения энергоресурсов.
Новые инфраструктурные проекты уже приносят дивиденды для Литвы и Польши. Так, LNG-терминал в Клайпеде имеет промышленные мощности по принятию около 4 миллиардов куб. метров газа в год. Это больше, чем ежегодное потребление Литвой природного газа (эта страна потребляет около 3,27 млрд. куб. метров в год). Это значит, что в случае полного запуска LNG-терминала Литва сможет поставлять в соседние страны, в том числе и в Украину, Эстонию и Латвию, почти миллиард куб. метров газа в год. Таким образом, страна увеличит свое политическое и экономическое влияние на процессы в регионе Центральной Европы.
Но эта не единственный «плюс», полученный литовцами от запуска LNG-терминала в Клайпеде. Создав такой мощный инструмент влияния как LNG-терминал, литовская сторона резко усилила свои переговорные позиции с российским Газпромом, у которого она продолжает покупать газ. В частности, имеется информация о том, что Россия, находясь под соответствующим политическим давлением фактора «LNG-терминала», согласилась на снижение цены на газ для Литвы.
Польша, запустившая подобный проект, также рассчитывает получить в лице Газпрома более сговорчивого партнера в плане цены на газ. По предварительным оценкам, польский терминал в Свиноуйсье будет способен принимать до 5 миллиардов куб. метров газа ежегодно. Это почти половина того, что необходимо для польских потребителей в ежегодном измерении (в 2014 году Польша потребила 10,6 млрд. куб. метров газа). Аналитики группы Geostrategy считают необходимым обратить внимание на то, что в течение последующих пяти лет будет существовать техническая возможность увеличить ежегодную пропускную способность LNG-терминал в Свиноуйсье до 10 млрд. куб. метров газа. Это означает, что Польша будет в состоянии полностью отказаться от российского газа.
Но на этом страны Балтии и Польша останавливаться не собираются. Так, балтийские страны и официальная Варшава договорились о строительстве абсолютно новых коммуникационных маршрутов, способных обеспечить оперативный обмен газом и электроэнергией. Европейский Союз уже согласился выделить 300 млн. евро на строительство газопровода между Польшей и Литвой (общая стоимость проекта – 500 млн. евро). Реализация этого проекта начнется в начале 2016 года, пропускная способность составит 2,5 млрд. куб. метров в год, а завершится строительство газопровода к 2019 году.
Уроки для Украины
По мере реализации указанных проектов, Польша и страны Балтии будут продолжать усиливать свои переговорные позиции с Газпрмом. При этом необходимо понимать, что в любом случае цена за снижение газовой зависимости будет высокой. Этого никак не избежать. Так, например, Литва покупает у Норвегии газ по 397 дол. за тысячу куб. метров, что приблизительно на 10% дороже такого же российского газа. Однако в таком шаге четко просматриваются коммерческая и политическая выгоды. Имея в колоде такие козыри как LNG-терминал, любая страна, покупающая у России газ, может получить в лице Газпрома более сговорчивого партнера.
Исходя из этого, Украине следует реанимировать идею по строительству LNG-терминала в Одессе. Кстати, для начала Украина могла б позаимствовать недавний опыт стран Балтии, которые брали в аренду у Норвегии передвижные морские платформы, способные играть роль LNG-терминала. Стоимость аренды колеблется в пределах 50 млн. дол. в год при проектной мощности около 3 миллиардов куб. метров газа. Имея в рукаве такие сильные карты как мобильные LNG-терминалы, Газпром стал бы еще более сговорчивым в отношениях цены на газ.
Так называемый LNG-прорыв Польши и стран Балтии также несет определенные геополитические выгоды для Украины и региона Центральной Европы. Польша и Литва выступают как лоббисты Европейского Союза в контексте сближения таких стран «Восточного Партнерства» как Украина, Молдова и Беларусь с Евросоюзом, показывая им реальные модели уменьшения энергетической зависимости от России. По мнению аналитиков группы Geostrategy, постепенное втягивание Украины и Беларуси в энергетическую инфраструктуру Евросоюза при помощи Литвы (для Беларуси) и Польши (для Украины) ослабит влияние Газпрома. Вследствие таких действий более четкой станет концепция так называемой «Славянской Дуги», призванной отсечь доступ России к территории Европы. Ведь интеграция Украины и Беларуси в ЕС лишит Россию прямого выхода в Европу, оставив лишь возможность непрямого доступа через Калининградскую область. Наращивая сотрудничество с Беларусью в сфере энергетики, Евросоюз, таким образом, также готовит плацдарм для более мягкого снятия Минска с газовой иглы России.
Ведь никакие политические режимы вечными не бывают.
Перемир’я на Донбасі триває, але важко говорити про те, що Росія виконує Мінські угоди.
Стівен ПАЙФЕР, колишній Посол США в Україні, старший науковий співробітник Інституту Брукінгса
Не зважаючи на те, що перемир’я на Донбасі триває, важко говорити про те, що Росія виконує Мінські угоди. Російські військові разом із технікою продовжують перебувати на території Донбасу, непідконтрольній Україні.
План з 5 пунктів відновлення економіки України
Пенні Пріцкер
1) Оснащення України міжміністерським потенціалом планування з міжнародними планувальниками, менеджерами проектів та інженерами для підтримки державних службовців у наданні стратегічного керівництва та сполучної тканини для міжнародної спільноти донорів та приватного сектору.
Місія Кокса-Квасьнєвського повинна діяти до саміту «Східного партнерства»
Крістіан ВІГЕНІН, (Крістіан Іванов Вігенін), Депутат Європарламенту (група «Прогресивний альянс соціалістів і демократів), голова Парламентського асамблеї «Східного партнерства»
Крістіан ВІГЕНІН, депутат Європарламенту (група «Прогресивний альянс соціалістів і демократів), голова Парламентського асамблеї «Східного партнерства» про діяльність місії Кокс-Квасьнєвський: