Китай ищет доступ к украинскому этанолу
Китай готовится к возобновлению поставок этанола с Бразилии, которые были приостановлены в 2012 году. Основными операторами данной сделки являются китайская компания China National Oils и бывшие бразильские компании Foodstuffs Corp. и Noble Group. Китайская компания купила в 2014 году контрольный пакет акций Noble Agri Ltd., обеспечив тем самым доступ к обширной глобальной сети поставок сельскохозяйственных товаров. Лишь в первой половине текущего года Китай в общей сложности получил из Бразилии, Пакистана и США около 56 тысяч метрических тонн этанола, что в два раза больше объемов, полученных в 2014 году. Основными поставщиками этанола на рынок Китая являются такие страны, как Бразилия и США.
Однако последние новости о падении рынка акций в Китае, которые привели к замедлению темпов экономического в этой стране, также негативным образом отразились на перспективах потребления Китаем такого вида топлива как этанол.
Для справки: биоэтанол – сравнительно новое слово. Оно появилось в широком употреблении около 15 лет назад, чтобы отличать этиловый спирт, полученный путем биохимической переработки растительного сырья. Этиловый спирт (этанол) может быть получен и чисто химическим путем – из этилена. Однако этот этанол уже не будет «экологически дружественным», так как выработан из ископаемого, не возобновляемого углеводородного сырья. Сжигание такого этанола приводит к возрастанию концентрации углекислого газа в атмосфере так же, как и сжигание природного газа и нефти. При сжигании же биоэтанола выделяющийся в атмосферу углекислый газ рассматривается как не вызывающий глобального потепления, поскольку он совсем недавно был извлечен из атмосферы растениями. К тому же, производить из этилена этанол для топливных целей экономически нецелесообразно. Поэтому термин «биоэтанол» распространился в то время, когда возникла всеобщая озабоченность последствиями антропогенного изменения климата планеты.
Автомобили продаются хуже
Этанол в Китае широко используется как топливо для автомобилей. Увеличение на протяжении последних двух лет объемов продаж автомобилей в Китае создало хорошую базу для увеличения поставок этанола. Однако статистика продаж автомобилей во втором квартале 2015 года ухудшила прогнозы, касающиеся перспектив развития рынка этанола в Китае. Так. Во втором квартале 2015 года в уровень продаж составил около 4%, в то время как на протяжении аналогичного периода прошлого года эта цифра составила 9%. Цифры реальных продаж новых автомобилей еще больше упали в период с июня по август этого года, что также было связано с обвалом финансового рынка Китая в первом полугодии.
В то же время, следует отметить, что несмотря на падение объемов продаж автомобилей, уровень потребления бензина и смежных горючих продуктов продолжает расти. Такой феномен связан, прежде всего, с ростом популярности в Китае внедорожников, которые имеют больший обьем двигателя, чем легковые автомобили. Таким образом, в ближайшей перспективе потребности Китая в импортном биотопливе не упадут ниже 2,3 миллиона тон.
Ужесточаются требования к бензину
В использовании этанола для приготовления и продаж конечного продукта – бензина – Китай идет по американской модели. Ведь уже не первый десяток лет в США действует закон, который запрещает автозаправочным станциям продавать бензин, не разбавленный этанолом. В каждом штате определен свой минимум присутствия этанола в каждом литре проданного бензина. При этом стоит отметить, что минимальным является 10% барьер. Топливные смеси (топлива) с этанолом в США условно классифицируются по следующей схеме:
• Е95 – денатурированный топливный этанол. Согласно ASTM 4806 он должен содержать минимум 92 % этанола, и 2…5 % денатурантов – бензина или его компонентов, остальное – присадки.
• Е85 – топливо «Flex Fuel» согласно ASTM D 5798. Оно подразделяется на три класса по минимальному содержанию этанола – 70 %, 74 % и 79 %. Остальное – бензин и присадки;
• Е10 – топливо должно содержать около 10 % этанола, остальное – бензин и присадки.
В Китае уже шесть провинций - Heilongjiang, Jilin, Liaoning, Anhui, Henan and Guangxi – ввели схожие требования. При этом процент этанола в каждом литре бензина, продаваемого на автозаправочных станциях, колеблется от 8 до 12 процентов. Кстати, в Бразилии, которая является мировым лидером по выработке этанола, обязательный этаноловый минимум составляет 27%.
Инициативы по внедрению этанола в каждый литр бензина объясняются несколькими причинами. Первое, это связано с желанием стран, которые не имеют собственных запасов нефти, уменьшить внешнюю нефтяную зависимость. Добавляя в бензин 10% этанола, страна на 10% сокращает потребление импортной нефти. Во-вторых, все более жесткими становятся требования по уменьшению вредных выбросов в атмосферу.
В декабре 2009 года на саммите в Копенгагене мировые лидеры решили продолжить борьбу с потеплением климата путем дальнейшего увеличения доли биотоплив в энергическом балансе — до 20 % к 2020 году. Имея в виду развитие производства биотоплив и других экологически чистых источников энергии, Барак Обама сказал: «…Америка выполнит свои обязательства – уменьшение эмиссии парниковых газов в районе 17 % к 2020 году и свыше 80 % к 2050 году …». Ведущие страны мира намерены потратить 100 млрд. долл. США на программы стимулирования производства биотоплив в развивающихся странах 2020 года.
Разбавленный этанолом бензин приводит именно к сокращению выбросов в атмосферу вредных веществ, образующихся в процессе сгорания топлива в двигателе автомобиля. Конечно, в этом контексте можно вспомнить об автомобилях с эклектическими двигателями, но пока что их цена на рынке остается довольно высокой. Это сдерживает рост продаж таких авто.
Существуют также газовые установки, но Китай продолжает испытывать зависимость от иностранного, прежде всего российского газа.
Собственное производство этанола
Китай стремится покрывать внутренние потребности этанола за счет собственных внутренних ресурсов. Но внутреннее производство, по мнению аналитиков группы Geostrategy, сталкивается с определенными трудностями. На сегодня этанол в основном производят в промышленных масштабах лишь из двух основных сельскохозяйственных культур: рапса и кукурузы. У Китая, чье население достигло 1,3 миллиарда человек, существую значительные трудности с пахотными землями и пресной водой. Согласно официальной статистике, сегодня около 75% этанола производится из кукурузы. Правительство страны пытается найти альтернативу кукурузе, стимулируя, например, выращивание проса, из которого также добывается этиловый спирт. Для понимания общей картины ситуации с этанолом на внутреннем рынке Китая, стоит упомянуть, что согласно пятилетнему плану китайского правительства на период с 2015 по 2020 года, ежегодный обьем производства собственного этанола дожжен составить 5 миллионов тонн (для примера, ожидается, что в 2015 году Китай произведет около 4 миллионов тонн). При этом общие потребности китайского рынка составляют около 10 миллионов тонн и более. Исходя из этого, жизнь заставляет китайцев искать этанол на мировых рынках.
А что ж делается заграницей?
Сегодня взоры китайских энергетических компаний, желающих получить этанол, устремлены на несколько континентов. Крупная компания China New Energy Ltd. Инвестирует значительные средства в строительство заводов по выработке этилового спирта в Венгрии, Таиланде и Нигерии. Другая компания - Henan-Tianguan Group Co. Ltd. – вкладывает в выращивание этанолообразующей сельскохозяйственной продукции в Лаосе и Камбодже.
А что же с происходит с Украиной, которая потребляет 4,5 млн. тонн бензина в год и имеет значительный потенциал для выработки этанола?
Возможность создания биотопливной промышленности появилась после вступления 21 мая 2009 г. в силу закона Украины № 1391-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно содействия производству и использованию альтернативних видов топлива». Если ранее производство биоэтанола было монополией государства, то упомянутым Законом его выпуск разрешен предприятиям всех форм собственности. Кроме того, этанолсодержащие топлива освобождаются от обложения акцизным сбором, если в них содержится менее 30 % углеводородов.
По состоянию на конец 2014 года в стране работали 5 заводов по производству этанолсодержащих добавок к бензинам, суммарной среднегодовой производительностью 36 тыс. тонн. Из них 3 завода – государственные, но в аренде у частных компаний, 2 – частные.
Интерес инвесторов к этому виду деятельности появился только после преодоления бензином на АЗС ценового уровня 19…22 гривен (1,25…1,35 долл. США) за литр. Себестоимость этанолсодержащих добавок на упомянутых предприятиях составляет 0,7…0,8 долл. США за литр. Будучи смешаны с дешевым прямогонным или газоконденсатным бензином, они дают вполне приличный бензин типа А-95, с низким содержанием серы и ароматических углеводородов.
В целом в Украине этанолом замещается уже около 0,7 % по объему бензиновых углеводородов, что составляет 0,4 % в энергетическом эквиваленте. По сравнению с Европейским Союзом, где в 2014 году вышли на 4,5 %, это немного, но Европа шла к этому показателю 7 лет, начиная с Директивы 2003/96/EC.
Сырьем для всего топливного этанола на Украине пока является меласса – побочный продукт свеклосахарного производства. Это объясняется тем, что меласса, несмотря на периодические ценовые всплески, на сегодня самое дешевое сырье для этанолсодержащих добавок. На производство 30 тыс. тонн этанолсодержащих компонентов за год использовано 120 тыс. тонн мелассы.
Однако этот сырьевой источник, с каждым годом все более иссякает. Учитывая, что меласса является сырьем для многих других крупных производств – от хлебопекарных дрожжей до пищевых компонентов, потенциал производства «мелассного биотоплива» вряд ли достигает более 100 тыс. тонн в год.
Вероятно, пока не будет достигнут уровень производства в 80…100 тыс. тонн топливного биоэтанола в год, выше которого станет ощущаться «мелассно-сырьевой голод», перехода на зерновое сырье не будет.
И хотя нынешние украинские цифры не являются чем-то сверхъестественным в сравнении с другими странами, однако перспективный украинский рынок, по информации группы Geostrategy, все больше привлекает потенциальный китайских инвесторов. Существует несколько факторов, которые объясняют подобный интерес. Первое: Украина обладает огромным потенциалом (климат, грунты, вода) по выращиванию сельскохозяйственной продукции, из которой можно производить этанол. Второе: привлекательным является то, что в перспективе реализация проекта нового «Шелково пути», проходящего по территории Украины, позволит Китаю быстро и надежно получать желаемую продукцию из Украины (ожидаемый срок доставки – до одной недели; для сравнения, доставка этану с Бразилии – больше двух недель). Третье: украинский этанол, произведенный в результате вложения целевых китайских инвестиций, может также успешно продаваться на европейском рынке.
Імпічмент чи енергетична незалежність України
Річард Л. Морнінгстар
Незважаючи на корупційні проблеми, які історично хвилювали цю націю, потрібно пам’ятати, що незалежно від результатів цього розслідування Україна не створила проблеми.
Геополітичні аспекти Угоди про асоціацію між Україною та ЄС
Єжи БУЗЕК (Jerzy Karol Buzek), депутат Європарламенту від Польщі, політична група «Європейська народна партія»
Ми добре розуміємо і усвідомлюємо всі геополітичні моменти, які беруть свій початок у минулому, в нашій історії. І ми повністю готові тісно співпрацювати з Україною на основі Угоди про асоціацію, включно із угодою про створення зони вільної торгівлі.
Путін висуває вимоги, які, як він знає, ніколи не будуть виконані
Норберт Реттген
Путін висуває вимоги до НАТО, які, як він знає, ніколи не будуть виконані. Чому? Він доручив Лаврову пояснити, що Польща, країни Балтії та Україна є «осиротілими територіями», націленими на НАТО. Чому?