Украина наиболее страдает от санкций России, ЕС – меньше всего
Ответом на агрессивное поведение Российской Федерации в отношении соседнего государства – Украины – стали масштабные экономические санкции, которые в августе 2014 года США, страны Европейского Союза и другие государств вели против России. Ограничительные меры болезненно отображаются на российских потребителях и экономике, которая на протяжении 2015 года продолжает подать. Московское руководство решило применить ответные меры, в частности, было принято решение об ограничении ввоза на территорию Российской Федерации широкого перечня товаров, в частности, продуктов питания, рыбы, вина, бытовой химии и одежды с «враждебных Западных стран».
Аналитики группы глобальной разведки Geostrategy полагают, что введенные Россией ответные санкции против Западных стран ударили по их экономикам гораздо меньше, чем по российской. Но как бы там не было, финансовые потери несут обе стороны конфронтации.
Кто теряет больше?
Статистика двухсторонней торговли между Россией и отдельными европейскими странами указывает на то, что Германия, Норвегия, Польша, и Дания наиболее страдают от введенных Россией ответных санкций. Но о каких параметрах и цифрах идет речь? Все вышеупомянутые страны поставляли на российский рынок до введения санкций не более 1% своей продукции от общего числа национального экспорта. Иная картина в отношении стран Балтии. Три страны – Латвия, Литва и Эстония – торгуют с Российской Федерацией активней своих северных соседей. По данным службы статистики Эстонии, экспорт эстонских товаров на российский рынок в первом полугодии 2015 года сократился практически на 41% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Латвия от введения Россией запрета на ввоз сельскохозяйственной продукции потеряла в первом полугодии этого года около 24% экспорта, а Литва – почти 38% экспорта. Такую высокую экономическую цену платят близкие и надежные партнеры Украины, поддерживая ее в борьбе с российской агрессией.
Ситуация в торговле с Россией для стран Западной Европы выглядит следующим образом. Так, объемы товарооборота Германии и России за первое полугодие 2015 года сократились на 34% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Однако причины такого падения заключаются в сокращении объемов торговли промышленными товарами. В соответствии с опубликованной статистикой, Италии вследствие введения Россией продуктового эмбарго также потеряла около 1,2 млрд. евро. Однако все потери Италии и Франции – это меньше 1% от общего экспорта этих стран на внешние рынки.
Санкции – политический инструмент
Судя по действиям Европейского Союза в отношении России, ответные санкции, на мнению аналитиков группы, не возымели ожидаемого для Кремля результата: Брюссель продолжает занимать твердую и принципиальную позицию в «украинском вопросе», и дальше продлевая строк действия уже введенных экономических и персональных ограничений для российских политиков и компаний. И это происходит в условиях, когда Россия включает все возможные рычаги влияния на такие дружественные для нее страны Евросоюза, как Греция, Кипр и Венгрия. Идя на повышенных оборотах введенных контрмер, российскому президенту пока не удается расколоть единство Евросоюза.
Частично успех санкционной политики Евросоюза можно объяснит не только лишь военно-политической важностью остановки российской агрессии. Евросоюз в вопросах борьбы с режимом Путина действует спокойно, но планомерно. Если посмотреть на объемы торговли стран ЕС с такими государствами-членами Таможенного союза, как Беларусь и Казахстан, то станет понятно: потери российского рынка компенсируются за счет увеличения поставок европейской продукции на рынки этих двух стран. Поставленная с Европы продукция также не залеживается на прилавках белорусских и казахских магазинов. Очень быстро она попадает на российский рынок, проходя установленные Роснадзором барьеры.
За пределами ЕС
На фоне очевидной неэффективности ответных мер России в отношении стран Евросоюза, экономические ограничения наносят вред таким странам, как Украина и Молдова. 6 августа 2015 года российское руководство заявило о введения ответных санкционных мер в отношении шести государств, которые присоединились к антироссийским санкциям Евросоюза. Молдова и Украина, входящие в этот список, продолжают нести убытки от введения подобных ограничительных мер. В случае Украины дела обстоят еще более драматично.
В 2014 году товарооборот Российской Федерации и Украины по сравнению с аналогичным периодом 2013 года снизился на 29,6% и составил 27,9 млрд. долл. США. Украина стабильно занимала третее место как импортер во внешней торговле России, то в 2014 году седьмое, в обороте с пятого места отошла на девятое. При этом основу российского импорта из Украины в 2014 году составили:
- машины, оборудование и транспортные средства– 32,4 %,
- металлы и изделия из них – 21,7%,
- продукция химической промышленности – 13,5%,
- продовольственные товары и сельхозсырье – 9,4%,
- минеральные продукты – 8,3%,
- древесина и целлюлозно-бумажных изделия – 7,4%.
Снятие ограничений на ввоз товаров в ЕС на данном этапе не компенсировало потерь Украины на рынке РФ.
Путин всеми силами пытается сорвать введение в силу положений о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС. Он угрожает стране полным запретом ввоза украинских товаров на рынок Евросоюза в случае, если Соглашение об ассоциации заработает с начала следующего года. Позиция официального Киева в этом вопросе пока что остается твердой: не может быть никаких отсрочек в вопросах запуска выстраданного Соглашения об ассоциации с ЕС. Киев согласился проводить трехсторонние консультации в формате ЕС – Украина - Россия по этому вопросу, но категорически против любых отсрочек. Соседняя с Украиной Молдова пребывает в очень похожей ситуации.
Ситуация с Грузией существенным образом отличается от украинской и молдавской. В начале августа 2015 года Россия угрожала запретить ввоз на свою территорию грузинских продовольственных товаров, однако после проведенных двухсторонних переговоров, Москва решила не включать Тбилиси в санкционный список.
Наблюдая за действиями Кремля, можно с уверенностью сказать, что Путин будет продолжать давление на своих внешнеполитических оппонентов, смешивая воедино экономические и политические возможности влияния на ситуацию. События вокруг Сирии, которые разворачиваются в последнее время, выкристаллизовывают стратегию Кремля: работать на постоянное повышения градуса напряженности в международных отношениях. Создавать одну проблему, потом вторую, при этом отодвигая первую на задний план. Сначала забирает Крым, потом начинает войну на Донбассе с целью отвлечения внимания от проблемы аннексированного Крыма. Потом вмешивается во внутренние дела Сирии, заставляя мир забыть о Крыме и Донбассе. Именно в такой милитаристской логике продолжает жить Путин и его ближайшее окружение. Это стоит учитывать при формировании политики по отношению к современной России.
Конгрес має надати фінансову підтримку Україні
Бен Кардін
Сенатор Кардін заявив, що у той час, як багато американських сімей в родинному колі святкували День подяки, ук
США потребують більш активної участі в подіях в Україні
Річард ХААС (Richard Haass), президент Ради зовнішніх зносин, США (Council on Foreign Relations)
Сполучені Штати з моменту виникнення напруги у Східних регіонах України системно працюють над тим, щоб запровадити проти Росія санкції, оскільки вона відіграє ключову роль у дестабілізації ситуації в регіоні. Поки що важко передбачити, чим може закінчитися конфлікт на Сході України.
Традиційна зброя знову стає головною у конфліктах
Жозеп Боррель
Широкомасштабне вторгнення росії в Україна нагадало державам-членам Європейського Союзу про критичну важливість мати на своєму балансі достатню кількість традиційного озброєння. Зокрема, мова йде про танки, артилерію та снаряди.