Какие санкции может ввести Запад против Украины?

18 Dec, 2013 | |

During last two weeks the United States and the European Union has began to speak loudly about the possible implication of the international economical and political sanctions towards Ukraine. Proceeding from the Western’s serious intentions, the needs for detailed explanations what sanctions could be applied to Ukrainian politicians appeared suddenly. Therefore analysts have examined the different form of international sanctions that might be imposed as towards the Ukrainian personalities as well as the biggest companies such as the SKM-group, SMART-group, GDF, Ferrexpo and UkrSpezExport.

Группа глобальной разведки Geostrategy продолжает изучать возможные последствия срыва подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, а также последствия нарушений украинскими властями прав человека. События 30 ноября и 1 декабря 2013 года, когда мирные акции протеста в Киеве были грубейшим образом разогнаны украинскими правоохранительными органами, всколыхнули весь мир. После этих событий в лексике американских и европейских чиновником часто начало звучать слово «санкции».

Чтобы разобраться в том, какие же реально санкции могут быть применены к представителям украинской власти, аналитики группы Geostrategy вместе с партнерами из консалтинговой компании AbbottPM дали оценку возможного масштаба и эффективности экономических санкций по отношению к ряду украинских государственных деятелей и членов их «семей», а так же связанных с ними бизнесс-структур.

 

Вопрос введения международных санкций активно начал обсуждаться Государственным департаментом США в начале декабря 2013 года, о чем свидетельствует как заявления Госсекретаря Джона КЕРРИ, появление соответствующих материалов ВВС, а также приезд в Киев американского сенатора Джона МакКЕЙНА. В этой связи аналитики рассматривают два наиболее вероятных сценария применения санкций в отношении украинских чиновников и руководителей бизнесс-сруктур, аффилированных с этими чиновниками:

• введение визовых ограничений и замораживание активов только для группы чиновников (возможно членов их семей), связанных с тем, что они грубо нарушили права и свободы украинских граждан;

• введение торговых ограничений и замораживание активов в отношении более широкой группы экспертно ориентированных предприятий, которые связаны с госсектором, и проправительственными парламентскими фракциями (по примеру соседней Республики Беларусь).

 

Следует отметить, что введение санкций против чиновников, препятствующих развитию демократии или нарушающим права человека, имеет длинную историю.

Так, США в свое время вводили санкции против Хусейна, Мумабека, Какдафи, Боты, Маркоса, Милошивеча. Санкции и теперь действую по отношению к сирийскому лидеру Башару АСАДУ и белорусскому президенту Александру ЛУКАШЕНКО.

В каждом из этих случаев экономические меры имели разный масштаб, скорость имплементации, и могли включать в себя

а) визовые запреты
б) «замораживание» (в некоторых случаях арест) личных активов и счетов чиновников
в) введение торговых ограничений на рынки США и ЕС для бизнес-структур, подконтрольных или имеющих рычаги влияния на режим.

 

Основным законодательным рычагом влияния в ЕС являються следующие документы

Директива 2005/60/ЕС Европейского Парламента и Совета от 25 октября 2005 о предотвращении использования финансовой системы с целью отмывания средств и финансирования терроризма (файл ПДФ)

Директива Комиссии 2006/70/ЕС от 1 августа 2006 устанавливающая меры по имплементации Директивы 2005/60/ЕС Европейского Парламента и Совета относительно определения «политический деятель» и технические критерии для упрощенных процедур надлежащей проверки клиентов и исключения из этой процедуры на основе финансовой деятельности, проводимой время от времени или очень ограниченно (файл ПДФ)

 

В этих документах присутствует такой термин как политически значимые лица (PEP politically exposed person). Термин, описывающий людей, на которых были возложены видные общественные функции а также лиц, которые тесно связанны с такими людьми.

Для справки: обозначение "политически значимые лица" происходит с конца 1990-х годов. Нигерийский диктатор Сани Абача (Sani Abacha), организовал (вместе с членами семьи и близким окружением) массовые кражи и вывод активов со счетов правительства Нигерии. Несколько миллиардов долларов были украдены, и средства были переведены на банковские счета в Великобритании и Швейцарии.
В 2001 году правительство Нигерии попыталось вернуть деньги, и им это удалось благодаря жалобам в несколько европейских учреждений, включая Федеральне управление полиции в Швейцарии, которое, в свою очередь, провело расследование в шестидесяти швейцарских банках. В этом расследовании, фигурировало понятие «политически значимые лица", которое в 2003 году было включено в Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции.

 

Согласно действующему законодательству эврозоны, любой банк, открывая счет любой фирме, обязан удостовериться, нет ли среди ее реальных собственников представителей PEPа. Такая практика существует и в украинских представительствах международных банков.

Но возникает главный вопрос,  насколько эффективно работает это законодательство?

 
Так, на примере Сирии санкции были применены США, Европейским Союзом и рядом других стран (например, Швейцарией), где были арестованы счета 129 особ и 49 фирм по подозрению в незаконном отмывании денег. Надо отметить, что в случаи с Башаром АСАДОМ основной «костяк» зарубежных инвестиций составляли активы, связанные с Хафизом МАХЛЮФОМ – кузеном президента, включали как наложение ареста на собственность во Франции, корпоративные счета и активы (в форме депозитов, бондов и других высоколиквидных бумаг) в Великобритании Швейцарии и Люксембурге.

Рассматривая ситуацию, сложившуюся вокруг ареста счетов Башара АСАДА, не стоит забывать, что санкции последовали после значительной эскалацией вооруженного конфликта и соответствующей резолюциями ООН.

На фото: Державний секретар США Джон Керрі

В случаи же экономических санкций, примененных Европейским Союзом и США по отношению к Республике Беларусь, следует отметит, что они коснулись 243 особ и 32 компаний и были прежде всего направлены на ограничение экспортного потенциала компаний, связанных с Александром ЛУКАШЕНКО лично, а так же с работой государственных компаний («Белнефтехимом» и «Белорусскилий»), которые формируют до 30% экспорта Белоруссии.

Аналитики Geostrategy и AbbottPM отмечают, что механизм внедрения экономических санкций предполагает:

а) расследование деталей связи бизнес кругов с должностными лицами,
б) расследование движения средств, выявление коррупционных компонентов,

в) правовая оценка со стороны экспертов,
г) анализ портфеля активов и доказательств его связи с коррупционными действиями,
д) принятие соответствующих резолюций и поправок к законам о регулировании инвестиций и торговли,
е) реализация на практике комплекса мероприятий по заморозке активов и ограничению экспорта.

Изучив более внимательно структуру компаний «МАКО холдинга», а так же другие активы, приписываемые «Семье» (то есть структурам, близким к президенту Украины Виктору ЯНУКОВИЧУ), аналитики не увидели каких либо значительных международных компонентов бизнеса, кроме формального владения украинскими активами через Голанские, Австрийские, Швейцарские и Кипрские компании. Это значительно уменьшает количество реальных механизмов реализации США и Европейским Союзом финансовых санкций против таких бизнес структур, близких к нынешней украинской власти.
 

На фото: украинский бизнесмен Ринат Ахметов

Исходя из этого, именно арест личных счетов может оказаться более эффективным. Однако учитывая вероятное размещение таких счетов в швейцарских банках, остается непонятным реальный механизм реализации такого решения. Так же следует учитывать то, что арест счетов может не иметь значительного эффекта, поскольку "бережливые" украинские чиновники, по имеющиеся у аналитиков Geostrategy информации, редко аккумулируют значительные суммы в зарубежных банках. Это прежде всего связанно с низкой доходностью такого рода инвестиций по сравнению с прибыльностью украинских проектов, связанных с тендерами и госсектором.

Угроза же «замораживания» личных и корпоративных счетов крупных экспортно ориентированных украинских холдингов, металлургического, химического и сельскохозяйственного секторов, совместно с санкциями против УкрСпецЭкспорта может привести к еще большему увеличению негативного сальдо торгового баланса и повлиять на финансовые показатели деятельности наибольшего холдинга Рината АХМЕТОВА СКМ (Метинвест, D.TEK), СМАРТ-груп Вадима НОВИНСКОГО, GDF Дмитрия ФИРТАША и Ferrexpo Константина ЖЕВАГО.

Поэтому аналитики считают, что в случае дальнейшей эскалации ситуации с нарушением прав и свобод украинских граждан, вектор деятельности США и Европейского Союза может сместиться на раскрытие фактов коррупции в украинской власти. В таком случае США в большей степени чем ЕС будут склонны применить ряд экономических санкций и прибегнуть к замораживанию активов украинских «олигархов», контролирующих экспортно ориентированные отрасли экономики, что, в свою очередь, усилит давление на украинскую экономику, бюджет, президента и правительство. 

ЦЕ МОЖЕ ВАС ЗАЦІКАВИТИ

Україні треба реальна фінансова допомога

Роберт Кан (Robert Kahn)
Роберт Кан (Robert Kahn), старший фінансовий аналітик, Рада зовнішніх зносин, США

На фоні драматичних переговорів щодо врегулювання ситуації на Донбасі, результати переговорів між Україною та Міжнародним валютним фондом відійшли на другий план. Однак важливим стало досягнення домовленості про виділення України кредиту МВФ на суму 17,5 млрд. дол. США.  

Газпром не проводить в Європі антисланцеві кампанії

Карл ШЛІТЕР
Карл ШЛІТЕР, депутат Європейського парламенту від Швеції

Карл ШЛІТЕР (Carl Schlyter), депутат Європейського Парламенту від Швеції, Група «Зелені» \ Європейський вільний альянс», автор Резолюції Європейського Парламенту щодо екологічних наслідків видобутку сланцевого газу.  

Через дії в Україні Росія повністю втратила довіру до себе

Урсула фон дер Ляєн, Міністр оборони Німеччини
Урсула фон дер Ляєн
Міністр оборони Німеччини

Наскільки насправді великі навчання? Точний розмір відомо лише Москві та Мінську. Сусіди та багато партнерів в НАТО припускають, що фактична кількість сил, задіяних на російській та білоруській стороні, перевищує офіційно зареєстровану кількість 12,700 військових.