Почему НАТО становится главным врагом России?
The analysis of the main political messages declared by the Russian president Putin during the last years clearly indicated that Kremlin is very much worried about the NATO’s expansions on the East Europe. The reason why Russia annexed Crimea in 2014 is also lying in the same format. Using this rhetoric, Putin is trying to create for the Russian society the image of the foreign enemy.
События последнего года, происходящие на европейской территории бывшего Советского Союза, позволили российскому руководству выстроить четкую, простую и понятную для обывателя «систему внешних врагов», которыми нынешняя российская власть будет пугать 145 миллионов российских граждан в ближайшие годы. Это необходимо для достижения единственной цели – сохранение руководством России этой самой власти. С каждым прожитым в условиях необъявленной украинско-российской войны днем и месяцем становиться очевидным, что нынешняя российская власть может продлить свое существования лишь путем раскручивания темы «ВНЕШНИЕ ВРАГИ».
Другие варианты пока что не просматриваются:
а) экономическая ситуация в условиях введенных против России санкций будет постепенно, но неизбежно ухудшаться;
б) зависимость стран Европейского континента, в том числе Украины, от российских энергоносителей, будет сокращаться, что дополнительно негативно отобразиться на экономике России;
в) налоговое давление на российские предприятия будет возрастать, что приведет к недовольству действиями российской власти;
г) цены на продукты в России будут неизменно возрастать, в то же время никаких прорывов в области сельского хозяйства не произойдет – никаких условий для этого никогда не существовало и не будет существовать;
д) финансовое давление на российский бюджет будет увеличиваться вследствие необходимости значительных влияний в Крым;
е) будут возникать проблемы с исполнением Россией международных контактов в области поставок вооружений, прежде всего, вследствие разрыва/ослабления контактом с украинскими предприятиями ВПК;
ж) ситуация по решениям международных судов различных инстанций против России будет все более трагической, вследствие чего она потеряет возможность их исполнять. Это приведет к арестам российских активов за рубежом;
з) будет приостановлена на неопределенный период времени реализация крупных энергетических проектов в России, что снизит ее способность осваивать новые рынки сбыта, в том числе – китайский. Единственное, что удастся сделать – перекинуть невостребованный в Европе российский газ на Восток;
и) доступ к международным финансам, который теряют российские банки, приведет к стагнации российской экономики и заставит руководство тратить накопленные золотовалютные ресурсы;
к) ограничения доступа к новейшим технологиям ухудшит и без того трагическую ситуацию по модернизации российской экономики;
л) заявление исламских групп, установивших контроль над частью Сирии и частью Ирака, о том, что они готовы начать новую войну на Кавказе и уничтожить власть Путина, закладывают потенциальную опасность возникновения на территории России новых военных конфликтов. Чтоможет принести дестабилизацию в российское общество, при этом последствия такой дестабилизации тяжело прогнозируемы. Ставка Путина на сирийского президента Башара АССАДА может стать смертельной ошибкой Кремля;
м) падание мировых цен на нефть в условиях стагнации экономических процессов в России будет сильным ударом по российскому бюджету. Это приведет или к ухудшению социальных обязательств России, или к сокращению ряда бюджетных программ, в том числе – военных.
НАТО – враг № 1
Изложенная выше картина означает, что у Путина сегодня резко уменьшается пространство для маневра. Аналитики группы глобальной разведки Geostrategy уже предупреждали о том, что аннексия Крыма с дальнейшим его присоединением к России стало наихудшим политическим шагом Путина, который со временем приведет к потере власти с тяжело прогнозируемыми для России последствиями. Втягивание России в открытый военный конфликт с Украиной лишь усугубило ситуацию, сведя к нулю перспективы выживания Путина как руководителя России в перспективе 2-3 лет.
Загнанный в угол Путин, который уже давно замкнулся на общении с очень узким кругом своих товарищей – топ-менеджеров крупных российских государственных компаний, руководителей спецслужб, и идеологов русского национализма – руководствуется логикой, часто используемой политической верхушкой бывшего СССР: создание образа внешнего врага.
Изучение текстов многих публичных выступлений Путина за последние несколько лет дает основания аналитикам группы глобальной разведки говорить о том, что тема НАТО является для российского президента некой фобией, которая диктует его поведение в отношении Украины, Молдовы и Грузии.
Такой феномен можно объяснить несколькими причинами:
Первое – животный страх НАТО остался у Путина со времен его службы в КГБ СССР, когда Североатлантический блок был главным врагом СССР в Европе, сумевшим при этом «развести» бывшее советское руководство на ложную гонку вооружений, которая впоследствии подорвала экономику СССР.
Ведь одним из роковых просчетов советской разведки было то, что страны НАТО во главе с США сумели подкинуть советской разведке ложные данные о разработке программы звездных войн (так называемую программу СОИ, которой на самом деле не было), в ответ на что Советский Союз раскрутил маховик военных ассигнований. Как следствие, зарегулированная советская экономика на фоне падения мировых цен на нефть обвалилась, что стало следствием ухудшения жизни советских граждан и дало начало для процессов национальной самоидентификации;
Второе – Путин очень удачно эксплуатирует негативный образ НАТО, сложившийся в бывшем Советском Союзе, а ныне в российском обществе, как средство для оправдания своих противоправных действий в таких странах как Украина, Грузия и Молдова. С падением коммунистических режимов, страны Восточной и Центральной Европе стали настойчиво требовать принять их в НАТО и тем самым обезопасить их от любой возможной агрессии России в будущем. В российском обществе вступление бывших союзников в НАТО воспринималось очень враждебно. В 1999 году, спустя 10 лет после падения Берлинской стены, в НАТО были приняты три страны бывшего Варшавского договора: Венгрия, Чехия и Польша. В 2004 году были приняты еще несколько стран бывшего соцлагеря – Болгария, Румыния и Словакия, три страны Балтии - Литва, Латвия и Эстония, а также Словения – осколок бывшей социалистической Югославии. Прием в НАТО стран Балтии разозлил Кремль особенно: они входили в состав самого Советского Союза и рассматривались Москвой как часть "ближнего зарубежья".
В начале 2008 года НАТО приглашало к вступлению и Грузию. Кремль расценил это как явную провокацию; так же там смотрят и на сотрудничество между НАТО и Украиной.
В августе 2014 года премьер-министр Украины Арсений ЯЦЕНЮК обратился к парламенту с просьбой снять формальные препоны для обращения в НАТО с заявкой на членство. Процесс присоединения Украины к НАТО был заморожен прежним лояльным Москве президентом Виктором Януковичем, свергнутым в феврале нынешнего года после массовых протестов в Киеве.
Выводы
Аннексия Крыма, по словам самого Путина, была продиктована страхом России увидеть военные базы НАТО на территории полуострова. Очевидно, в случае с Крымом страх был гораздо больший, нежели конфликт с Грузией. Российско-грузинская война в августе 2008 года сильно испортила отношения между Россией и НАТО. Россия вмешалась в конфликт на стороне двух отколовшихся регионов – Абхазии и Южной Осетии. Российская армия разгромила грузинские войска, пытавшиеся восстановить контроль над Цхинвали. После этого российские силы двинулись дальше и в какой-то момент находились в непосредственной близости от Тбилиси. На сегодня конфликт остается замороженным.
Ведь в случае с Крымом Путин пошел дальше грузинского сценария: он попросту взял и присоединил полуостров к России, дав таким образом Западу понять, что он ему больше не верит, и будет действовать на постсоветском пространстве на свое личное усмотрение. В декабре 2013 года Россия разместила в Калининградской области передвижные тактические ракетные комплексы "Искандер", предназначенные для противодействия инфраструктуре ПРО, которую размещают в Европе страны-члены НАТО.
Исходя из вышеизложенной логики, аналитики группы Geostrategy предполагают, что в процессе урегулирования конфликта на Востоке Украины Путин очень твердо будет наставить на необходимости обеспечения невступления Украины в НАТО. Например, прописывать соответствующие правовые нормы в законодательных актах, которые будут закреплять децентрализационную реформу в Украине.
В этой связи Киеву необходимо будет искать возможные компромиссы во избежание продолжения эскалации на своей территории.
Розмови про надання Україні зброї не повинні припинятися
Стівен Сестанович (Stephen Sestanovich), старший аналітик Ради зовнішніх зносин, США
В якому б форматі не проводилися дебати про те, чи треба Сполученим Штатам Америки надавати летальну зброю Україні для зупинення російської військової агресії на Сході країни, сам факт таких розмов вже позитивно впливає на дипломатичні шляхи вирішення конфлікту.
Путін забезпечив виживання режиму Асада
Голова комітету Сенату США з питань збройних сил сенатор Джон Маккейн
Заява, що Росія почне виведення деяких збройних сил з Сирії сигналізує проте що Володимир Путін переконаний, що він розбомбив та знищив достатньо супротивників кривавого режиму Асада, щоб забезпечити його виживання.
Blake Clayton Старший радник з питань енергетики Ради зовнішніх зносин, м. Нью-Йорк
Blake Clayton Старший радник з питань енергетики Ради зовнішніх зносин, м. Нью-Йорк
Продовження погіршення ситуації в Лівії, Єгипті та інших країнах Північної Африки та Близького Сходу суттєво впливають на формування світових цін на енергоносії, у першу чергу - нафти. Я вважаю, що сьогодні США недостатньо працюють над збільшенням стратегічних обсягів нафти.