Косово на равных с Украиной движется к Евросоюзу

31 Oct, 2015 | |

27 октября 2015 года Косово подписало с Европейским Союзом символический документ – Соглашение об ассоциации и стабилизации. Данный документ в Брюсселе и Приштине считают формальным двигателем для дальнейшей ускоренной интеграции Косово в Евросоюз. Что означает факт его подписания для Украины?

Положениям подписанного документа открывают для Косово как политические, так и экономические перспективы. Так, например, косовские товаропроизводители получили право свободного доступа до рынка ЕС, однако правительство Косово взяло на себя обязательство быстрыми темпами адоптировать промышленное производство и внутреннее законодательство под стандарты Евросоюза.

Однако ввиду того, что независимость Косово от Сербии, объявленная в 2008 году, признали даже не все страны-члены ЕС, процесс евроинтеграции этого государственного образования обещает быть сложным. Испания, Словакия, Кипр, Румыния и Греция не признали независимость Косово. Но и это еще не все. Такие страны как Румыния и Испания, ввиду имеющихся потенциально опасных сепаратистских движений, очень осторожно относятся к признанию независимости Косово. Ведь такой прецедент может в любой момент взорвать внутреннюю стабильность в этих государствах.

Однако евроинтеграционный поезд, двигающий Косово в сторону Европейского Союза, продолжает движение. Даже, несмотря на факт непризнанию независимости Косово пятью странами Евросоюза, те, кто признал такую независимость, будут на индивидуальной основе ратифицировать подписанное Соглашение об ассоциации для его дальнейшей имплементации.

 

На пути движения стоит Сербия

Сложности с перевариванием Косово сложным бюрократическим брюссельским механизмом – не единственные. Сербия, которая продолжает рассматривать Косово как неотъемлемую часть своей территории, также двигается в сторону интеграции с Европейским Союзом. Ведь эта Балканская страна с 2012 года является официальным кандидатом на членство в Евросоюзе. При этом брюссельские чиновники не требуют от Сербии признания независимости Косово. Они лишь призывают враждующие стороны искать пути взаимодействия, понижая при этом градус эмоционального напряжение. И это, надо сказать, еврочиновникам делать удается. Ведь финансовую помощь получают обе стороны. В период между 2007 и 2013 годами Евросоюз выделил Косово с населением 1,7 миллиона человек около 750 миллионов дол. США финансовой помощи. Уже найдены средства для следующего периода: с 2014 по 2020 годы Евросоюз готов выделить для Косово 645 миллионов дол. США. И это не предел.

Аналитики группы глобальной разведки Geostrategy усматривают в подобных действиях официального Брюсселя желание взять наконец-то под свой политический контроль полностью все Балканы, и при этом избежать любых мало-мальски конфликтных ситуаций между странами региона.

Параллельно с процессом подписания уже упомянутого Соглашения с Косово, Евросоюз вновь подтвердил свою принципиальную готовность видеть в Сербии кандидата на вступление в Евросоюз.

Европейские политики очень четко понимают, что в случае длительного существования черной дыры на Балканах, не покрытой Евросоюзом, такие геополитические игроки как Россия будут использовать складывающуюся ситуации в свою пользу.

 

Ведь для Москвы крайне важно любым способом подорвать мощь Евросоюза, создать на его территории неуправляемый хаос, который подорвет доверие граждан к этому уникальному межгосударственному образованию.

Визит премьер-министра Сербии Александра Вучича в Москву в конце октября этого года показал: Сербии сегодня приходится выбирать – то ли следовать рекомендациям ЕС по введению санкций, то ли оставаться с Россией в друзьях.

В Сербии и вокруг неё сейчас довольно напряженная ситуация. Поток мигрантов, следующих сквозь страну в богатые западноевропейские государства, и связанные с этим проблемы, требование некоторых партий провести в Сербии референдум по поводу отказа от вхождения в Евросоюз и возвращения Косово, одновременно – подтверждение сербскими властями своих обязательств по нормализации отношений с отделившимся Косово.

Рядом - черногорское противостояние: в поддержке этих протестов периодически обвиняют и Россию, и политические движения соседней Сербии. Плюс - опять же рядом - в Республике Сербской (государственное образование на территории Боснии и Герцеговины) намечается еще один референдум — о выходе из-под юрисдикции БиГ.

Сербии важно сохранить хорошие рабочие отношения и с Россией, и с Евросоюзом. Фактически такая геополитическая растяжка очень похожа на ту, в которой находился бывший украинский президент Виктор ЯНУКОВИЧ в преддверии подписания в 2013 году Соглашения об ассоциации с ЕС. Чем такие растяжки заканчиваются – очень хорошо известно.

 

Затруднит ли Косово движение Украины в ЕС?

Несмотря на изложенные выше мотивы, стимулирующие Косово к постепенному углублению сотрудничества с Евросоюзом, существуют также дополнительные сдерживающие факторы. Прежде всего, речь идет об очень медленной реализации внутренних реформ. Свет в конце туннеля пока что просматривается с трудом. Поэтому особых надежд в Брюсселе на то. что Косово в скором времени приведет в порядок свое общество, никто не полагает.

Получается, что Хорватия, которая в 2013 году стала полноправным членом Европейского Союза, была последней страной, на которой остановилась евроинетеграционная волна расширения.

Теперь в линию ожидания за билетом в Евросоюзом потихоньку выстраиваются такие страны как Косово и Сербия, хотя последняя и находится между Москвой и Брюсселем, а также Украина, Молдова и Грузия, которым удалось подписать Соглашения об ассоциации с Евросоюзом.

Аналитики группы считают, что несмотря на всю геополитическую важность углубления сотрудничества с такими государствами как Украина, Молдова и Грузия, приоритет все же отводится Балканам. Они ближе в ЕС, имеют совместные границы, а внутренняя ситуацию такова, что взорвать серую Балканскую зону, не охваченную НАТО и ЕС, можно при помощи российских денег и российского лобби. Ведь, объективно, такие страны, как Сербия, Босния и Герцеговина, Косово, Македония, Черногория и Албания является уязвимыми объектами для атак внешних сил – прежде всего, сто стороны России и … Турции, являющийся традиционно сильным актером в данном регионе.

Вот и получается, что на этом фоне геополитические перспективы Украины приблизится к Евросоюзу снова отодвигаются, и причинной уже является не Россия, а Балканские государства.

Тем не менее, позитивным фактором является то, что Украину, Молдову и Грузия уже взяли в оборот брюссельские бюрократы. По информации Geostrategy, Брюссель и Вашингтон очень долго присматривался к трем странам, не решаясь запускать на полную мощность механизмы их втягивания в орбиту ЕС. Однако принципиальное и важное политическое решение в отношении Киева, Кишинева и Тбилиси наконец-то принято: эти страны должны быть интегрированы в европейское пространство.

Однако теперь наступила эра конкуренции: Балканские страны и страны бывшего СССР должны доказать, кто из них более всего готов примерить на себя одежду Евросоюза. Иными словами, тот, кто быстрее и эффективнее проведет внутренние реформы, создаст развитую экономику, зрелое гражданское общество и ответственную политическую элиту, тот первым и будет принят в ЕС.

ЦЕ МОЖЕ ВАС ЗАЦІКАВИТИ

Конгрес має надати фінансову підтримку Україні

Бен Кардін
Бен Кардін
Сенатор США, Голова Комітету з закордонних справ Сенату

Сенатор Кардін заявив, що у той час, як багато американських сімей в родинному колі святкували День подяки, ук

Україна має чим захищатися

Едвард ЧОУ (Edward Chow)
Едвард ЧОУ (Edward Chow), експерт з питань енергетики, США

Труднощі, які сьогодні переживає Україна, носять не лише відверто негативний характер. По-перше, в Україні народилося потужне громадянське суспільство, яке може і повинно стати основним двигуном у проведенні в країні довгоочікуваних реформ.

Експерт про ініціативу розпуску Конституційного суду

Франческо Палермо
Франческо Палермо
Професор порівняльного конституційного права університету Верони

Розвиток подій в Україні викликає стурбованість, бо погіршується. Варто зауважити, що сьогодні у багатьох країнах спостерігається помітна тенденція до загострення конфлікту між політичною та судовою гілками влади, за якого перша бере контроль над другою.