Трибунал по малазийскому Боингу: китайский дракон ждет своего часа

30 Jul, 2015 | |

Позиция России в Совете безопасности ООН, которая заблокировала решение о создании трибунала по расследованию катастрофы малазийского «Боинга-777» на Донбассе была прогнозированной. И не столько сама ООН, сколько те страны, которые заинтересованы в сохранении мирового порядка, мира и безопасности, встали перед необходимостью искать альтернативные шаги создания такого трибунала в обход ООН, ведь есть и другие инструменты. Кроме того, вчерашнее голосование еще раз обострило вопрос о необходимости реформирования самой организации.

 

Если вернуться к вопросу о «Боинге», то мы видим, что в последнее время появляется все больше доказательств причастности российской стороны к этой трагедии. Доказательства опосредованные, но нужно только время, чтобы доказать причастность России, - ожидается подготовленный в Нидерландах отчет о расследовании. Отчет, который вскоре появится, опосредованно подтвердит, что самолет сбила российская ракета. А кто ее выпустил – этот вопрос пока остается не раскрытым, однако причина трагедии, очевидно, будет четко зафиксирована, и это является ключевой позицией.

Поэтому у россиян не достается иного выхода, кроме как блокировать создание трибунала. Они будут биться до конца, защищая свою позицию – иных вариантов у них нет. Их все больше и больше загоняют в глухой угол – в изоляцию. Совет безопасности ООН на протяжении всего периода российской агрессии оставался одной из площадок, где на Россию осуществлялось публичное международное политическое давление.

В сентябре Генеральная Ассамблея ООН попытается реанимировать идею создания международного трибунала по катастрофе «Боинга», но это будет делаться только с целью публичности. Практических результатов это не даст, это будет своего рода пиар-шаг со всех сторон.

Во всей этой истории, стоит обратить внимание на позицию Китая. Он воздержался в голосовании по трибуналу и продолжает сохранять нейтралитет. Он его сохраняет в течение всей истории вокруг российской агрессии. И это будет продолжаться до тех пор, пока Пекин не решит с Россией все свои геополитические цели. Китай использует этот промежуток времени для решения своих национальных интересов, это в китайских традициях. То есть, пока не станет понятно, что режим Путина нежизнеспособен, и не будет ясно, кто придет на его место, до тех пор будут выполняться достигнутые с Путиным договоренности – в течение 30 лет передать Сибирь под юрисдикцию Китая. То есть ту ситуацию, которая разворачивается вокруг событий в Украине, Китай использует в своих геополитических интересах, - добиться контроля над частью Сибири.

Что имеет от этого Украина? Украинское правительство понимало, что достичь успеха и заставить, как призывали, россиян хотя бы воздержаться от этого голосования, не удастся. Это будет очередная трибуна, и для Украины в том числе, чтобы давить на Россию и громогласно заявлять, что именно она является агрессором в нашем регионе и представляет угрозу.

Какие могут быть альтернативные решения?

Они и раньше звучали – создание организации вне рамок Совбеза ООН, например, на уровне Европейского Союза. Хотя в этом заинтересована и Малайзия, но лидером будут оставаться Нидерланды. Основным их союзником будет Великобритания, как уже заявил премьер-министр Дэвид Кэмерон. И они будут добиваться расследования, потому что общественное мнение в их странах (а после этого голосования оно вновь будет использовано против России) будет подталкивать правительства и Нидерландов, и Малайзии, и Великобритании, добиться расследования этой страшной трагедии.

 

Постоянные демарши и вето России активизировали дискуссии по поводу реформирования Совета Безопасности ООН. На самом же деле, этот вопрос давно стоял на повестке дня. Еще Бутрос Бутрос-Гали пробовал реформировать эту организацию, но, наверно, не было внешних обстоятельств для того, чтобы так ярко продемонстрировать ее неэффективность. Надо было искать повод. Но ранее повода для того, чтобы подтолкнуть кого-либо из членов Совбеза ООН к изменениям, не было.

И российская агрессия в Украине, и сбитый самолет, и другие голосования – все это доказывает неэффективность ООН. Но альтернативы пока не слышно, никто из членов ООН не выступил с эффективной альтернативой таких изменений. Это также сложно сделать, потому что Россия – постоянный член ООН и она любыми способами будет блокировать даже дискуссии о реформировании, ее вполне устраивает такая ситуация. Поэтому будут параллельно проходить два процесса – реформирование ООН и давление на Россию с целью трансформации ее политики. Это объективно.

Кстати, до тех пор, пока Китай не закрепит свое геополитическое направление в Сибири, он также не заинтересован в реформировании Совбеза ООН. Нынешний инструмент их устраивает. Это уникальная позиция Китая, который всегда имеет свою собственную позицию и хочет воспользоваться ей, в отличие от остальных. Они не ищут совместных решений и компромиссов, а видят только свои интересы.

Что же касается версии о возможном создании новой международной организации взамен нынешней ООН, но без участия России в руководящих структурах, то пока четких сигналов со стороны США и западных стран на этот счет, не было.

Специально подготовлено для ресурса from-ua.com
ЦЕ МОЖЕ ВАС ЗАЦІКАВИТИ

Розмови про надання Україні зброї не повинні припинятися

Стівен Сестанович (Stephen Sestanovich)
Стівен Сестанович (Stephen Sestanovich), старший аналітик Ради зовнішніх зносин, США

В якому б форматі не проводилися дебати про те, чи треба Сполученим Штатам Америки надавати летальну зброю Україні для зупинення російської військової агресії на Сході країни, сам факт таких розмов вже позитивно впливає на дипломатичні шляхи вирішення конфлікту.

Експерт про ініціативу розпуску Конституційного суду

Франческо Палермо
Франческо Палермо
Професор порівняльного конституційного права університету Верони

Розвиток подій в Україні викликає стурбованість, бо погіршується. Варто зауважити, що сьогодні у багатьох країнах спостерігається помітна тенденція до загострення конфлікту між політичною та судовою гілками влади, за якого перша бере контроль над другою.

США потребують більш активної участі в подіях в Україні

Річард ХААС (Richard Haass)
Річард ХААС (Richard Haass), президент Ради зовнішніх зносин, США (Council on Foreign Relations)

Сполучені Штати з моменту виникнення напруги у Східних регіонах України системно працюють над тим, щоб запровадити проти Росія санкції, оскільки вона відіграє ключову роль у дестабілізації ситуації в регіоні. Поки що важко передбачити, чим може закінчитися конфлікт на Сході України.