Турция готова сдать Крым России?

10 Mar, 2014 | |

The ongoing profound political crisis in Crimea is affecting the whole Black sea region. Turkey, which is a Ukraine’s strategic partner, is strangely keeping the silence on this matter. What reasons are behind of this rather strange Turkey’s behavior? Are there any secret agreements reached between Turkey and Russia – the country which is deeply and quickly sliding into the international isolation?

Сегодня много говориться о том, что внешний фактор должен стать определяющим в решении сложного политического кризиса в Автономной Республике Крым. Ведь понятно, что собственных сил у официального Киева пока не достаточно, особенно учитывая то, что Украина находиться в острой фазе перехода от жесткого централизованного, коррупционного режима управления экономическими процессами к более либеральному его формату.

 

В этой связи вспоминается Турция – страна, которая является не просто стратегическим партнером Украины и близким соседом, но и государством, неравнодушным к судьбе своих соотечественников – крымских татар. По разным оценкам, сегодня в Крыму проживает около 250 тысяч татар (12% от общего количества населения Крыма). Крымские татары начали возвращаться на свою историческую родину в начале 90-ых годов, после принятием Киевом стратегического решения вернуть коренной народ, депортированный из Крыма по приказу Иосифом СТАЛИНЫМ, на его историческую родину.

В условиях российского блицкрига в Крыму многие заговорили о том, что Украина в этом противостоянии может полностью рассчитывать на крымских татар, а также Турцию, которая якобы ни за что не бросит своих соплеменником в беде. В надежной поддержке крымских татар Киев уже убедился. А как обстоят дела с Турцией? Аналитики группы глобальной разведки Geostrategy задались вопросом о том, действительно ли готова Турция играть на поле Украины, вступив в борьбу за Крымский полуостров.

 

 

Роль Анкары в урегулировании ситуации в Крыму

Публичное заявление, сделанное 7 марта 2014 года премьер-министром Турции Реджепом Тайипом ЭРДОГАНОМ по результатам его разговора с российским президентом Владимиром ПУТИНЫМ, насторожило аналитиков Geostrategy. Во время беседы с российским лидером Эрдоган заявил о том, что «Россия должна защищать права крымских татар так, как она это делает с правами русского большинства и правами других меньшинств, проживающих в Крыму».

Слетевший с уст турецкого премьера тезис о том, что именно Россия, а не Украина, должна защищать крымских татар, является очень странным и существенно меняет расклад сил в регионе Черного моря.

 

Конечно, возможна ошибка при языковом переводе заявления Эрдогана. Но если это не досадная оплошность переводчика, то слова турецкого премьера означаю, что Турция уже видит Крым в качестве нового субъекта Российской Федерации. Поэтому и просит Москву обеспечить права крымских татар, проживающих в Крыму. А это фактически означает разворот Турции в российскую сторону.

Высказывание Эрдогана подтолкнуло группу Geostrategy к включению собственных механизмов поиска информации о состоянии дел в российско-турецких отношениях. И мы получили довольно сенсационную информацию. Экспертам группы стало известно о том, что на столе у правительства Турции находится российские предложения по возможному присоединению этой страны к Таможенному Союзу или как минимум, созданию зоны свободной торговли со странами-членами Таможенного союза. Получается, что Россия еще в 2013 году провела сепаратные переговоры с Турцией и предложила Анкаре сделать крен в сторону Таможенного союза.

 

По-видимому, Турции за более чем 40 лет надоело стоять у двери Европейского Союза и проситься впустить ее туда в качестве полноправного члена. Этим умело воспользовалась Москва, которая открыла перед Анкарою привлекательную перспективу для усиления торговых отношений с Таможенным союзом. Для бурно развивающейся турецкой экономики получить торговые преференции на рынках России, Белоруссии и Казахстана означает прямое усиления позиций на постсоветском пространстве, доступ к российским энергоносителям, усиление своих позиций в переговорах с США и Россией в решении сирийской проблемы, а также возможность влиять на решении Нагорно-Карабахского конфликта.

На фото: российские военные в Крыму

 

Стоит ли Киеву рассчитывать на помощь Анкары в вопросах Крыма?

Получается, что Турция действительно рассматривает вариант сдачи Крыма под российский протекторат в обмен на очень конкретные преференции на рынках стран-членов Таможенного союза?

Этот вопрос следует изучить более глубоко.

Пришло время для проведения срочных украинско-турецких политических консультаций на тему кризиса в Крыму, а также возможных путей его преодоления. Ведь снижения напряженности на полуострове должно осуществятся в интересах двух столиц – Киева и Анкары. Турция как опытный геополитический игрок может иметь на столе разные предложения Москвы – начиная от проектов в области энергетики, помощи в урегулировании сирийской проблемы и заканчивая сотрудничеством в военно-технической сфере. Однако Анкара понимает, что связывать себя с режимом Путина, который стремительно переходит в роль изгоя в цивилизованном мире, довольно опасно. Вряд ли в стратегической перспективе 10-15 лет Россия останется в таких же границах, как сегодня. Поэтому Турция может сначала подыграть России в желании удовлетворить амбициозные региональные проекты (например, связанные с Крымом), однако реализует это лишь для того, чтобы в последствии ослабить режим Путина, сделав его нелегитимным и уязвимым. А потом в условиях вакуума в Черноморской регионе выступит своеобразным миротворцем, найдя решение Крымской проблемы, которое устроит и Киев, и Анкару.

Интересно, что 3 декабря 2013 года, в самый разгар внутреннего кризиса в Украине, уже бывший президент Виктор ЯНУКОВИЧ подписал указ №665/2013, которым ввел безвизовый режим для граждан Турции. Этот указ предусматривает въезд граждан Турции на территорию Украины без визы, если срок пребывания в Украине не превышает более чем на 60 дней на притяжении полугода.

С одной точки зрения это означает, что турецкие граждане могут без проблем въехать в Крым с целью оказания посильной помощи своим братьям – крымским татарам. И это хорошо для центральной украинской власти, которая продолжает рассчитывать на Анкару в урегулировании Крымской проблемы.
А с другой может указывать на то, что Янукович в бытность президента, следуя четким инструкциям с Кремля, готовился к втягиванию Украины в Таможенный союз, к которому, как планировалось, должна была присоединиться и Турция.

 

Выводы

Если в ближайшее время Украина подпишет Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом (Турция подписала подобное соглашение с ЕС более 40 лет тому назад), Анкара может отказаться от российского предложения создать зону свободной торговли с Таможенным союзом или даже вступление в это неустойчивое образование. Ведь намного интересней сначала втянуть Россию в конфликт, и ослабить ее позиции в Черноморском регионе (пообещав вступление в Таможенный союз), а потом выйти на сцену мудрым победителем и новым региональным лидером.

Украине следует немедленно приступить к переговорам с Турцией по вопросам урегулирования ситуации в Крыму, предложив провести трехсторонние переговоры с Россией при участии Турции.

При этом необходимо понимать, что после проведения 16 марта референдума в Крыму может быть реализованы два сценария:

• Крым после референдума становиться серой зоной и болевой точкой для Киева, на которую Россия рассчитывает давить постоянно, не давая возможности проводить в стране полноценные внутренние реформы. Ведь успех Украины, которая станет ассоциированным членом Евросоюза, в разы ускорит процесс распада режима Путина (этого, очевидно, он и боится больше всего). В случае реализации концепции «серой зоны» потери для Путина будут небольшими: к его словам и просьбам после игры мускулами будут больше присушиваться на Западе. Будут больше бояться, но при этом он не утратит легитимность;

• Крым после референдума становится субъектом Российской Федерации (это одобряет Госдума), с которой, как следствие, сотрудничество на международной арене сводиться к минимуму. Возможно, таким образом кто-то подталкивает наступление заката эры Путина, которого постепенно начнут «хоронить» на Западе и в России. Крымская авантюра, в которую он сегодня играет, станет началом его конца.

 

Для Украины необходимо более глубокое понимание глобальных и региональных процессов. Ведь именно с понимания рождаются продуманные действия. Также нужно с любых двух вариантов получить для себя главное:

- помощь, в том числе финансовую, от Запада на проведение и реализацию реформ;
- подписание Соглашения об ассоциации с Евросоюзом;
- возобновление переговоров о вступлении в НАТО;
- наведение на своих границах качественного контроля;
- создание эффективных вооруженных сил;
- получение от Запада новых видов вооружений.

Одним словом, использовать момент для того, чтобы стать наконец нормальным европейским государством, граждане которого будут чувствовать себя в комфорте и безопасности.

ЦЕ МОЖЕ ВАС ЗАЦІКАВИТИ

Перемир’я на Донбасі триває, але важко говорити про те, що Росія виконує Мінські угоди.

Стівен ПАЙФЕР
Стівен ПАЙФЕР, колишній Посол США в Україні, старший науковий співробітник Інституту Брукінгса

Не зважаючи на те, що перемир’я на Донбасі триває, важко говорити про те, що Росія виконує Мінські угоди. Російські військові разом із технікою продовжують перебувати на території Донбасу, непідконтрольній Україні.

Забезпечити припинення будівництва Північного потоку 2

Тед Круз
Тед Круз
сенатор США від штату Техас

"Північний потік 2 становить серйозну загрозу національній безпеці США та нашим європейським союзникам", - сказав сенатор Тед Круз. "Закон про захист енергетичної безпеки Європи буде протидіяти експансіонізму Росії, орієнтуючи

Розмови про надання Україні зброї не повинні припинятися

Стівен Сестанович (Stephen Sestanovich)
Стівен Сестанович (Stephen Sestanovich), старший аналітик Ради зовнішніх зносин, США

В якому б форматі не проводилися дебати про те, чи треба Сполученим Штатам Америки надавати летальну зброю Україні для зупинення російської військової агресії на Сході країни, сам факт таких розмов вже позитивно впливає на дипломатичні шляхи вирішення конфлікту.