ШОС никогда не станет Евросоюзом

24 Mar, 2015 | |

Under the conditions of continued international political pressure and almost formal diplomatic isolation, the Moscow’s authorities are trying to build up the new alternatives to the Western block – Shanghai Organization for Cooperation. But this initiative becomes a serious trap for Russia. Why? 

Россия продолжает активно троллить Европейский Союз, а параллельно прилагает максимальные усилия для того, чтобы расколоть единую позицию официального Брюсселя в вопросах политического и экономического давления на Россию в свете войны на Донбассе и аннексии Крыма. Это проявляется в утверждениях российской дипломатии о том, что на фоне дряхлого Евросоюза может быть построена новая альтернатива с участием Китая, России и стран Средней Азии, указывая пальцем на Шанхайскую организацию сотрудничества. Напомним, что членами ШОС являются Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан.

Для справки: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - постоянно действующая региональная международная организация, основанная в июне 2001 года лидерами Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. До этого все страны, за исключением Узбекистана, были участницами "шанхайской пятерки", политического объединения, основанного на "Соглашении об укреплении доверия в военной области в районе границы" (Шанхай, 1996) и "Соглашении о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы" (Москва, 1997).

После включения в организацию Узбекистана (2001 г.) "пятерка" стала "шестеркой" и была переименована в ШОС. Кроме того, в настоящее время пять стран - Афганистан, Индия, Иран, Монголия и Пакистан имеют в организации статус наблюдателя, а три - Белоруссия, Турция и Шри-Ланка - партнера по диалогу.

Аналитики группы глобальной разведки Geostrategy скептически оценивают геополитические потуги официального Кремля по созданию «Евразийского Европейского Союза», который всеми силами старается показать Западу, что ухудшение отношений с США и Европой не является для него трагедией или большой потерей. Ведь всегда можно, хлопнув дверью на Западе, повернутся на Восток. Такие не новые для российских партнеров маневры, по мнению аналитиков группы, вряд ли приведут к усилению позиций России в регионе и мире в целом.

Россия сегодня – эта страна, ослабленная не только введенными против нее международными санкциями. Это страна, которая после аннексии Крыма и войны на Донбассе перестала быть «своей» на Западе, потеряв, таким образом, геополитический баланс. В такой ситуации шараханье российского руководства в сторону Китая является очень опасным для долгосрочных стратегических интересов самой России. Игру с Китаем в создание на основе ШОС модифицированного Союза на подобие Европейского начать начали, но не поняли, что Китай, согласившись на участие в проекте, упорно преследует лишь свои собственные военно-политические, энергетические и экономические интересы. Возможность для официального Пекина войти и закрепиться в регионе Средней Азии – традиционной сфере влиянии России – перспектива очень интересная и важная.

Сделать это в ситуации, когда Россия сильная, причем на условиях, интересующих Китай – трудно. А вот в условиях, когда Россию давят по всем фронтам на Западе, и она нуждается в публичной демонстрации геополитических альтернатив – очень даже возможно. Вот и получается, что Китай, дождавшись момента, когда у Путина возникли международные проблемы, решил очень мягко подтолкнуть московского правителя в свои цепкие объятья. Вывод, который является очевидным в данных условиях:

Через ШОС Китай зайдет в регион Средней Азии. И сделает это для того, чтобы никогда оттуда не выйти.

 

Попытки добавить в ШОС экономическую составляющую всегда наблюдались со стороны Российской Федерации. Еще в 2006 году одной из центральных тем саммита стран ШОС, "стало развитие делового сотрудничества в рамках ШОС". Об этом говорил В.В.Путин По его словам, "экономики стран во многом взаимодополняемы". Поэтому "в энергетике, в освоении ресурсной базы, модернизации транспортной инфраструктуры и других областях у нас огромное поле для деятельности", тогда в Москве 26-27 октября обсуждение начали с вопроса противодействия терроризму, закончили — договоренностями о создании Делового совета, Фонда развития и Межбанковского совета,

Прошло 9 лет…..
За это время на территории государств ШОС успешно реализовывается проект TAPI Pipeline – Транс-Афганський газопровод, к которому в 2008 году присоединилась Индия. Его участники Туркменистан, Афганистан, Пакистан и Индия. Он создавался под протекторатом США

США відсікають РАО Газпром від ринку Південної Азії

Пакистанская газета газета Express Tribune на прошлой неделе сообщила, что три компании - по одной от Франции, России и Китая - выразили заинтересованность в присоединении к проекту.

Французская Total, выигрывает контракт. Россия осталась за бортом. В соответствии с контрактом, Туркменистан будет платить за разработку месторождений а французская компания будет нести затраты, связанные с прокладкой трубопровода.

При этом – Россия похоже приняла решение чьим сырьевым придатком быть:Европейского Союза или Китая.

Бегство в Китай- спасение или крах России?

Теперь несколько слов о том, как видит Пекин возможное дальнейшее развитие Шанхайской организации сотрудничества.

Во-первых

Китай рассматривает ШОС как организацию, которая должна заниматься, в первую очередь, вопросами безопасности. ШОС изначально создавалась для совместной защиты границ соседних государств, борьбы с терроризмом. А рынки сбыта таких стран как Казахстан, Киргизия или Таджикистан – Пекин вряд ли очень сильно интересует. Президент Китая в сентября 2014 года этот тезис четко повторил:
Chinese President Xi Jinping called for the SCO to “focus on combating religion-involved extremism and internet terrorism.”
 

Во-вторых

В рамках ШОС существуют серйозные трения между странами-участницами. К подобным «трениям» можно отнести, к примеру, непростые взаимоотношениям между Индией и Пакистаном. Есть разногласия и между Китаем с Турцией, относящейся к партнёрам ШОС. У этих стран трения из-за Исламского движения Восточного Туркестана.

 

В-третьих

Вывод американских войск с территории Афганистана в 2015 году усилит военно-политическое влияние Китая в регионе, поскольку вряд ли российская армия сможет эффективно контролировать такой сложный регион, как Афганистан. Ведь менее чем 30 лет тому назад армия СССР – гораздо сильнее российской армии – уже потерпела там поражение. Поэтому Китай – единственный игрок, к которому будут апеллировать страны региона - Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан – в случае возникновения внештатных ситуаций в регионе. Ведь и правда, не просить же им помощь у того, кто в конце 1980-х годов с позором и большими бессмысленными людскими потерями ушел из того ж региона.

 

Выводы

Учитывая вышеизложенное, идея создания альтернативы ЕС на платформе ШОС – пока что выглядит как утопия. Слишком много существует вызовов и угроз. Ведь ЕС строилась в мирное время, после Второй мировой войны, когда подобные угрозы были сняты на десятилетия. Российская идея построения на основе ШОС прототипа Евросоюза наоборот –реализуется в период, когда система Европейской безопасности была нарушена самой Россией и поэтому находится в периоде активной трансформации.

Группа считает: ШОС станет китайской геополитической ловушкой, в которую попадет Россия уже в среднесрочной перспективе (5 лет).
 

ЦЕ МОЖЕ ВАС ЗАЦІКАВИТИ

Ми не маємо європейської армії…

Жозеф Доль ( Joseph Daul)
Жозеф Доль ( Joseph Daul), Голова Європейської народної партії в Європарламенті

Голова найбільшої політичної групи Європарламенту «Європейська народна партія» Джозеф Доль висловив своє розчарування тим, що на разі ніхто не має впевненості з приводу подальшого розвитку ситуації в Україні.

Росія продемонструвала, що вона не прагне до миру

Johan McCain
Голова комітету Сенату США з питань збройних сил сенатор Джон Маккейн

Амбіції Володимира Путіна щодо відновлення Російської імперії зробили ще один крок вперед сьогодні, коли російські сепаратисти в Донецькій області України проголосили незалежну державу і прийняли назву з часів царської епохи "Малоросія".

Розмови про надання Україні зброї не повинні припинятися

Стівен Сестанович (Stephen Sestanovich)
Стівен Сестанович (Stephen Sestanovich), старший аналітик Ради зовнішніх зносин, США

В якому б форматі не проводилися дебати про те, чи треба Сполученим Штатам Америки надавати летальну зброю Україні для зупинення російської військової агресії на Сході країни, сам факт таких розмов вже позитивно впливає на дипломатичні шляхи вирішення конфлікту.