Украина помогла Грузии усилить сотрудничество с НАТО
While Ukraine is facing pro-Russian military aggression in the Donbas region, Georgia enhances the full-scale cooperation the NATO. It raises some serious concern from the Russian side, which continues to believing that the NATO is still considering some options to undermine the Russian’s dominance on the territory of the former USSR.
Событие
На фоне продолжения военных столкновений на Донбассе, спровоцированных Россией, Грузия целенаправленно усиливает сотрудничество с такими европейскими и евроатлантическими институтами, как НАТО и Европейский Союз. Это не остается незамеченным со стороны Москвы, которая в противовес все более сближается с непризнанными республиками – Абхазией и Южной Осетией. Такое развитие событий, по мнению аналитиков группы глобальной разведки Geostrategy, увеличивает риски новой эскалации напряженности в данном регионе. При этом группа пока не видит предпосылок для новой волны вооруженного противостояния. Скорее всего, речь в данном случае может идти о ставках, которые при помощи грузинского фактора поднимают в своих играх две стороны – Путин и страны Запада.
Анализ ситуации
С момента распада бывшего СССР Грузия была очень важным объектом борьбы за влияние между Москвой и странами Запада во главе с Соединенными Штатами Америки. Поводом для такой ситуации служило как очень важное географическое расположение Грузии (с военной точки зрения, а также учитывая возможности по транспортировке энергоресурсов с региона Каспия в Европу), так и решительный настрой граждан этой страны на сближения с Западом. На так называемой «грузинской площадке» бывшие соперники всеми силами стремились иметь политические режимы, которые были бы лояльны или к Москве, или к Брюсселю и Вашингтону. В 2003 году победу в этой борьбе одержал Михаил СААКАШВИЛИ, который после прихода к власти начал проводить внутренние реформы при очень четкой ориентации на сотрудничество с Европейским Союзом и НАТО.
Через пять лет, в 2008 году Путин нанес ответный удар – он начал войну против Грузии, которая привела к потере части территории – Абхазии и Южной Осетии.
Путину также удалось в том же 2008 году сорвать планы по усилению сотрудничества Грузии с НАТО: на Бухарестском саммите Альянса. Именно тогда под мощным политическим давлением Германии было отклонено предложения по предоставлению Грузии и Украине Плана действий по членству в НАТО (Membership Action Plan). На этом так называемые победы Москвы не закончились: в 2012 году на парламентских выборах выиграла партия Бидзины ИВАНИШВИЛИ «Грузинская мечта», которая выдвинула один из приоритетов своей деятельности возобновление сотрудничества с Россией.
Не все так радужно для Путина
Но, несмотря на видимые успехи по созданию проблем для Грузии и ее народа, кремлевская машина все же начала давать сбой. Во-первых, на фоне военной агрессии против Украины, начатой после побега бывшего украинского президента Виктора ЯНУКОВИЧА в Россию, новому про-европейскому правительству в Украине, а также Грузии и Молдове удалось в 2014 году подписать с Евросоюзом Соглашение об ассоциации, которые приоткрыли европейский рынок для этих трех государств.
На фоне военной агрессии России протии Украины интерес НАТО к Грузии, по мнению аналитиков Geostrategy, снова вырос.
4 декабря 2014 года специальный представитель Генерального секретаря НАТО по вопросам Кавказа и Центральной Азии Джеймс АППАТУРАЙ совершил визит в Грузию, в ходе которого было отмечен существенный прогресс, который достигла Грузия на пути сотрудничества Альянса и официального Тбилиси.
Учитывая такие тенденции, ожидается, что к концу февраля 2015 года НАТО проймет решение об открытии в Грузии тренировочного Центра НАТО. Также не исключается, что в ближайшем будущем Альянс и Грузия будут готовы вернутся к повторному рассмотрению вопроса о предоставлении Тбилиси Плана действий по членству в НАТО.
Сохраняя по отношении к Грузии высокий уровень недоверия, Москва продолжает усиливать свое сотрудничество с непризнанными республиками – Абхазией и Южной Осетией. Скандальные договоры о глубоком сотрудничестве с этими республиками, что на практике может означать их полную интеграцию в состав России по схеме аннексии Крыма. Россия в начале 2015 года подписала с Абхазией новое интеграционное соглашение, которое предусматривает еще большую военную и экономическую зависимость непризнанной республики от России. Ожидается, что подобное соглашение в ближайшем будущем будет также подписано с Южной Абхазией.
Подобные действия Путина лишь дополнительно усиливают у грузин отторжение всего российского. Слишком свежая рана войны, и слишком большая степень недоверия возникла между официальными Москвой и Тбилиси. Не стоит забывать, что российские войска находятся на расстоянии всего лишь в 50 километрах от грузинской столицы, что продолжает удерживать российско-грузинский конфликт в подвешенном состоянии.
Именно вследствие нерешенных между двумя странами конфликтных моментов, в регионе сохраняется вероятность повторения военного конфликта. Однако события, происходящие вокруг Украины, в некоторой степени помогли Грузии реанимировать контакты с НАТО, убедив Альянс в необходимости углубления сотрудничества с такими странами как Украина, Грузия и Молдова. Также совершенно очевидно, что после конфликта в Украине любые действия Путина в отношении соседних государств будут рассматриваться под микроскопом.
Вследствие этого Запад становится более чувствительным к грузинским проблемам в области безопасности, учитывая слабость, проявленную Вашингтоном и Брюсселем в 2008 году.
Фактически, война между Украиной и Россией в некоторой степени застраховала грузинскую безопасность.
Но правдой также является то, что многие члены Североатлантического Альянса продолжают рассуждать о необходимости поиска путей для диалога с Путиным, поскольку силовой вариант решения конфликтов с Россией может привести к глобальной войне.
Но, в принципе, сегодняшнее кремлевское руководство может чувствовать себя относительно спокойно в плане расширения НАТО на Восток за счет стран бывшего советского блока. Ведь все три страны – потенциальные члены НАТО – Украина, Молдова и Грузия – благодаря российской агрессии не отвечают критериям вступления в НАТО. Ведь все три страны имеют нерешенные территориальные споры, что снимает с ближайшей повестки дня вопрос об их членстве в Альянсе.
Выводы
Тем не менее, таким странам как Украина и Грузия ничего не мешает усиливать сотрудничество с НАТО по всем возможным направлениям. Как бы ни развивались события, в среднесрочной перспективе таким странам как Украина и Грузия необходимо иметь современные модернизированные армии, способные с минимальными людскими потерями противостоять потенциальной военной агрессии России.
В беседе с иностранными военными экспертами аналитики группы Geostrategy слышали рекомендацию довести численность украинских вооруженных сил до численности в 500 тысяч человек. Это первое.
Второй важной задачей является формирование очень сильного и профессионального командного звена, которое будет способно принимать современные взвешенные стратегические решения, позволяющие выигрывать бои на собственной территории. Третье – Украине необходим комплексный план модернизации вооруженных сил, при этом такому вопросу как постановка на вооружение современных военных самолетов (развитие ВВС) должно уделяться приоритетное значение.
Тріумф Зеленського
Tor Bukkvoll
Звичайно, занадто рано говорити, чи буде вибір Володимира Зеленського президентом для України гарним. Якби Порошенко виграв, ми б очікували продовження частинних реформ, які ми бачили за останні п'ять років. Але Зеленський є абсолютно новим для української політичної сцени.
План з 5 пунктів відновлення економіки України
Пенні Пріцкер
1) Оснащення України міжміністерським потенціалом планування з міжнародними планувальниками, менеджерами проектів та інженерами для підтримки державних службовців у наданні стратегічного керівництва та сполучної тканини для міжнародної спільноти донорів та приватного сектору.
Угода про асоціацію між Україною та Європейським Союзом є дуже важливими документом
Майкл ХЕНКОК (Michael Thomas Hancock), член Британського Парламенту, член Британської делегації у Парламентській Асамблеї Ради Європи
-Пане ХЕНКОК, якими, на Ваш погляд, є перспективи підписання у 2012 році Угоди про асоціацію між Україною та Європейським Союзом?