Наступление на Россию начнется со Средней Азии

27 Mar, 2015 | |

Сегодня у аналитиков группы Geostrategy появилось ощущение, что глобальные игроки, всерьез разочаровавшись деструктивной политикой российского президента Владимира ПУТИНА, начали поиск возможных путей сдерживания московского руководства от дальнейшей агрессии на внешних театрах действий. Ключевой вопрос состоит в том, с какого географического места необходимо начать наступление на режим Путина? Что может вызвать потерю геополитического равновесия лидера Кремля, по своей инициативе запустившего деструктивные процессы по демонтажу послевоенной системы Европейской безопасности?

Аналитики группы, проведя собственное исследования данного вопроса, пришли к выводу, что наиболее подходящим для начала процесса демонтажа режима Путина являются постсоветские страны Средней Азии.

Вот лишь один простой факт. Посмотрев на возраст руководителей таких крупных среднеазиатских государств как Узбекистан (бессменному президенту Узбекистана Исламу КАРИМОВУ, управляющему страной с 1991 года, исполнилось 77 лет) или Казахстан (такому же бессменному президенту страны Нурсултану НАЗАРБАЕВУ, управляющему страной с 1991 года, исполнилось 75 лет), становится очевидно: в случае ухода этих опытных политиков с внутренней арены, в этих двух ключевых странах Средней Азии могут начаться неконтролируемые процессы передела власти.

Помня о том, как в 2005 году в Киргизстане менялась власть во время Тюльпановой революции, не будет ошибкой предположить, что процессы смены политических элит таких стран как, например, Казахстан или Узбекистан, будут очень сложными. В условиях отстутствия в этих странах альтернативного политического класса и более-менее сформировавшейся оппозиции, результаты процесса передачи власти могут быть тяжелопрогнозируемы.

 

Российский президент, понимая такую ситуацию лучше других, на протяжении последних нескольких месяцев уделял большое внимание региону Средней Азии, даже не смотря на то, что конфликт с Украиной и крымская аннексия занимают практически все его время. Ведь Путин как политик, бессменно управляющий Россией более пятнадцати лет, чувствует: уход с политической арены руководителей, которые препятствовали развитию демократических процессов в своих странах, чреват серьезными катаклизмами. Страх потерять контроль над ситуаций в регионе Центральной Азии подталкивает его к активным действиям.

На кону у Путина – большие геополитические ставки.

Все понимают, что Центральная Азия переходит в период турбулентности. Раскачать лодку и попытаться создать проблемы и России, и, кстати, Китаю, могут в любой момент.

 

Что происходит в Узбекистане?

Внешняя политика Узбекистана, с момента распада бывшего СССР, всегда отличалась большой волатильностью. В свое время эта страна входила в состав проевропейского блока ГУУАМ, когда в названии этой организации было две буквы «У». После событий Оранжевой революции в Украине руководство Узбекистана, стремясь сохранить видимую политическую внутреннюю стабильность, приняло решение о выходе из состава ГУУАМ. Это понравилось России, считающей, что события в Украине конца 2004 года были спровоцированы США и направлены на ослабления позиций Кремля на постсоветском пространстве.

В 2012 году эта страна совершила очередной неожиданный кульбит: вышла из состава Организации договора о коллективной безопасности, созданной Россией в противовес НАТО. Странное в демарше Узбекистана - это выбранное для него время.

Нота МИД Узбекистана была составлена за неделю до ее обнародования, 28 июня 2012 года. То есть через две недели после визита в Ташкент Путина и подписания между Россией и Узбекистаном декларации об углублении стратегического партнерства и меморандума о дальнейших совместных мерах по присоединению Республики Узбекистан к договору о зоне свободной торговли. Можно предположить, что это решения официального Ташкента было принято с учетом интересов США, которые выводили свой военный контингент с территории Афганистана. Вашингтон активно готовил почву для более дешевого и безопасного вывода своих войск из Афганистана. Было решено, что грузовой транзит пойдет через страны Средней Азии. Причем часть военного оборудования НАТО и США было оставлено в этих странах.

Но не эти вещи беспокоили Путина во время визита в Узбекистан в декабре 2014 года. Его беспокоила уже указанная выше проблема транзита власти. Слишком долго этот вопрос откладывали в Узбекистане «на потом», слишком много времени было потеряно. Происходящее сегодня в российско-узбекских отношениях аналитики группы Geostrategy оценивают как попытку создать хоть какую-то более-менее легитимную «подпорку» на случай непредвиденных обстоятельств вокруг Каримова.

А ситуация и вправду критическая. Ведь, как отмечают местные обозреватели, девять из десяти граждан Узбекистана не знают не только фамилии глав Законодательной палаты и сената, названий партий, попавших в парламент, но и того, однопалатной или двухпалатной является парламентская система их страны.

Ситуация в стране такова, что пока Каримов находится у власти – дестабилизации не будет. А вот когда у Узбекистана появится новый президент, стабильность или же дестабилизация системы власти будет зависеть от множества субъективных и объективных факторов, а также их сочетания в конкретный период транзита.

Очевидно, Путин как раз и начал вплотную заниматься выстраиванием нового внутриполитического ландшафта Узбекистана.

Однак время работает против него. В стране набирает обороты Исламское движение Узбекистана, которое было образовано в конце 1980-х годов.

Костяк организации составили члены запрещенных в республике партий и движений. Первоначально они действовали в Ферганской долине Узбекистана, борясь за создание единого исламского халифата в регионе, но к началу 1990-х годов члены движения были вытеснены из страны. К концу 1990-х они обосновались в Афганистане, где вместе с «Аль-Каидой» и движением «Талибан» противостояли объединенным международным силам. После начала антитеррористической операции в Афганистане в 2001 году и смерти военного лидера движения Джумы Наманганского остатки вооруженных формирований организации перебрались в зону свободных племен на севере Пакистана.

Как свидетельствуют публикации в узбекских СМИ, в августе 2014 года в Ташкенте активно заговорили о появлении среди населения сторонников «Исламского государства». Именно тогда кто-то вывесил на мосту в столице флаг этой организации. Как рассказал сотрудник местной полиции Самвел Петросян, акцию, предположительно, мог организовать одиночка, сочувствующий исламским ценностям. По его словам, организаторы провокации не сумели добиться какого-либо эффекта, поскольку большинство местного населения не знает арабского языка, из-за чего граждане вряд ли смогли понять смысл написанного на знамени халифата. Примечательно, что акция была проведена за несколько дней до Дня независимости Узбекистана — 1 сентября. Накануне празднования президент республики Ислам Каримов встретился с богословами, попросив их предупредить граждан об опасности «Исламского государства». Во время своего обращения к духовным чинам он отметил недопустимость приближения к границам республики «непонятного, неизвестного ранее религиозного течения».

Хорошо понимая угрозу дальнейшего расширения влияние исламистов на процессы в Узбекистане, а также помня о том, что в столице Чечни – Грозном – в начале этого года также произошли странные и трагические события, связанные, очевидно, с исламским движением, Путин решился на начало упреждающей игры.

 

Президент Узбекистана пропал?

29 марта 2015 года в Узбекистане пройдут президентские выборы. Но в разгар предвыборной кампании нынешний руководитель страны, кандидат в президенты Ислам Каримов больше месяца не появлялся на публике, его не показывают ни в информационных программах, ни в предвыборных репортажах. Так как раздобыть достоверную информацию о состоянии здоровья и даже местонахождении президента в закрытом Узбекистане практически невозможно, местным и международным наблюдателям приходится строить догадки и ловить любые детали, способные пролить свет на реальные события.

Последнее публичное появление Ислама Каримова было зафиксировано 27 января 2015 года. Пресс-служба президента Узбекистана сообщила в этот день о принятии президентом верительных грамот посла США Памелы Спратлен. С тех пор нет никаких официальных новостей о местонахождении и состоянии здоровья Каримова.

На сайте президента Узбекистана 21 марта 2015 года было размещено приветственное слово по случаю торжеств, посвященных празднику Навруз. Однако непонятно, было ли это слово зачитано лично Каримовым, или было передано в письменном виде.

 

Что происходит в Казахстане?

Самым странным событием в Казахстане, запланированным в 2015 году, аналитики группы Geostrategy считают досрочные президентские выборы, запланированные на 26 апреля этого года. Напомним, что 14 февраля 2015 года состоялось заседание Ассамблеи народа Казахстана, на котором делегаты единогласно проголосовали за инициативу проведения досрочных президентских выборов. В обращении говорилось о том, что президенту страны необходимо дать новый мандат общенационального доверия для успешного прохождения Казахстана в период глобальных испытаний. По мнению представителей Ассамблеи, необходимо, чтобы страна не сбилась со своего стратегического курса и продолжила свой путь по масштабной модернизации и продвижению в тридцатку наиболее сильных государств мира.

Вылавливая в этих сигналах принципиально важные моменты, становится очевидным, что выборы хотят провести заранее для того, чтобы не проводить их тогда, когда проблем во внутриполитической и/или экономической сфере Казахстана станет критически много. Необходимо помнить о том, что в Казахстане наблюдается тяжелый экономический кризис. Он связан с целым рядом факторов: падение мировых цен на нефть; тяжелая ситуация в экономике России, с которой Казахстан тесно связан; взаимные санкции России и Запада, которые не могут не повлиять в негативном аспекте и на Казахстан, находящийся с Россией в одном экономическом пространстве. Вполне возможно, что девальвация тенге (денежная единица Казахстана – прим.) окажется неизбежной для поддержания экспорто ориентированной, сырьевой по своей структуре экономики. А провести очередное обесценение тенге – прямой удар уже не только по главе Нацбанка, экономическому блоку правительства или премьеру, но уже и по «лидеру нации».

Дополнительно имеет место также тяжелая внешнеполитическая ситуация. Нынешняя геополитическая ситуация чрезмерно турбулентна. Поэтому никто не может достоверно сказать, стоит ли в 2016 году ожидать усугубления отрицательных трендов, наметившихся в конце 2014 – начале 2015 годов, или произойдет стабилизация. В этих условиях досрочные президентские выборы могут быть своего рода перестраховкой от неясных перспектив 2016 года.

Отдельные российские эксперты, занимающиеся проблематикой Средней Азии, указывают на то, что цель досрочных выборов – упредить возможный тренд на рецессию, которая может повлечь ухудшение имиджа власти, определенную фрустрацию в обществе, ведь экономический спад неминуемо приводит к снижению уровня жизни, падению доходов населения, росту безработицы. Кроме того, «переутверждение Нурсултана Назарбаева президентом позволит снять нервозность среди казахстанских элит, пребывающих в неизвестности в ожидании грядущего транзита власти. Таким образом, будет послан недвусмысленный месседж всем элитариям, их командам и финансово-промышленным группам: можно выдохнуть и расслабиться. Разговоры о транзите высшей власти, как и пять или десять лет тому назад, по-прежнему остаются лишь способом проведения досуга околополитической тусовки и экспертного сообщества.

Но все ли так хорошо и прогнозируемо с личным и политическим будущим Нурсултана Назарбаева? На сегодня оппозиция в Казахстане лишена реального общественного веса, разрознена и не способна представить достойного оппонента нынешнему главе государства. Но не известно, как будет складываться ситуация в 2016-2017 годах – не исключено, что кризисные экономические и политические явления могут усилить недовольство действующей властью и повысить поддержку оппозиционных лидеров.

 

Выводы

Аналитики группы Geostrategy хотели б представить следующие выводы по поводу того, какие угрозы таит в себе смена политического ландшафта стан Средней Азии:

 

• Россия заинтересована в политической стабильности в Казахстане и развитии интеграционных отношений. В текущих казахстанских реалиях и то, и другое обеспечивается фигурой Нурсултана Назарбаева. Если действующий глава государства примет решение пойти на внеочередные президентские выборы сейчас, его победа не вызывает сомнений.

Назарбаев пользуется поддержкой подавляющей части населения Казахстана. На политической арене у президента отсутствуют заслуживающие внимания оппоненты. Обновление мандата Нурсултана Назарбаева укрепит легитимность актуального внешнеполитического курса, ориентированного на продвижение евразийского интеграционного проекта и партнерство с Россией. В этом смысле ожидаемые президентские выборы, скорее, положительно скажутся на российско-казахстанских отношениях.

 

• В отношении Узбекистана российское руководство проводит аналогичную политическую линию: максимально удержать у власти действующего президента, не допустить раскачивания его режима, создать все необходимые условия для как можно более долгого удержания у власти действующей политической элиты.

 

• Возраст двух политических аксакалов Средней Азии – Каримова и Назарбаева – является самой большой геополитической угрозой для режима Путина. В этих вопросах кремлевский руководитель просто бессилен. Очевиден факт, что в условиях отхода от дел двух указанных политиков, на восточных границах России может возникнуть очень серьезная турбулентность, которая приведет к дестабилизации внутренней ситуации уже в самой России.

ЦЕ МОЖЕ ВАС ЗАЦІКАВИТИ

Франція готова до переговорів з Путіним

Жан-Марк Эро
Жан-Марк Эро
Міністр закордонних справ Франції

Франція готова до переговорів з В.Путіним, однак жодного політичного рішення за участю Б.Асада не буде. Наразі необхідним є відновлення переговорів для забезпечення політичного переходу на основі резолюції 2254 Ради Безпеки ООН.

Ми повинні подвоїти нашу підтримку для України

Джин Шахін сенатор США від Нью-Гемпширу
Джин Шахін сенатор США від Нью-Гемпширу

Я вважаю, що ця стратегія повинна мати принаймні чотири компоненти: введення більш жорстких санкцій, зміцнення НАТО і наших союзників, демонструючи сильну підтримку для України, і протидія російській пропаганді.

Угода про асоціацію між Україною та Європейським Союзом є дуже важливими документом

Майкл ХЕНКОК (Michael Thomas Hancock)
Майкл ХЕНКОК (Michael Thomas Hancock), член Британського Парламенту, член Британської делегації у Парламентській Асамблеї Ради Європи

-Пане ХЕНКОК, якими, на Ваш погляд, є перспективи підписання у 2012 році Угоди про асоціацію між Україною та Європейським Союзом?