Страны Запада теряют доверие к Самопомощи

21 Sep, 2015 | |

После трагических событий, происшедших возле Верховной Рады Украины 31 августа 2015 года, возник риск развала парламентской коалиции, которая была с большим трудом создана сразу после проведения в октябре 2014 года внеочередных парламентских выборов. Результаты тех выборов стали своего рода беспрецедентными в современной истории Украины:

а) во-первых, впервые в новейшей истории Украины, так называемые проевропейские партии сформировали конституционное большинство, способное проводить необходимые реформы;

б) во-вторых, в украинский парламент не попали коммунисты, что само по себе стало фактом неотвратимых процессов выдавливания постсоветской идеологии из украинского общества.

 

В 2014 году в Парламент прошла никому ранее неизвестная партия Самопомощь, сумевшая набрать 11%, что в количественном измерении означало получение 32 депутатских мандатов из общего количества 450 депутатов. Духовным наставником партии являлся мер Львова Андрей САДОВОЙ, сумевший распространить свое влияние практически на все регионы Украины. Тогда, в 2014 году, украинский избиратель верил в то, что победа Самопомощи и есть то самое обновление власти, которое было выстрадано миллионами участников Майданов по всей территории Украины. Новый политический проект преодолел 5-ти процентный барьер во всех регионах Украины, кроме одного – освобожденной части Донецкой области.

 

Затухающие надежды

Обнадеживающий старт Самопомощи был неплохо продолжен во время формирования новой парламентской коалиции. Результаты этого процесса вселили определенные надежды как в души украинских избирателей, так и американских и европейских политических элит, которые считали проект «Самопомощь» началом новой истории построения демократического государства. Свежая политическая сила состояла из молодых и перспективных политиков. Да и слово «волонтер» стало звучать по-особому патриотично, ведь около 80% граждан Украины бросились на помощь украинским Вооруженным силам, противостоящим российской агрессии. В результате формирования парламентского большинства, под куполом украинского парламента было собрано в единую команду более 300 депутатов – конституционное большинство, способное кардинально изменить Украину в очень короткий период времени. Ставки были высоки, и надежды – также.

На сегодняшний день у аналитиков группы Geostrategy есть веские основания утверждать, что страны Запада стремительно теряют доверие к «Самопомощи». Поводом для такого неприятного процесса послужила позиция фракции «Самопомощь» в отношении важного для страны вопроса внесения изменений в Конституцию Украины.

Международные процессы вокруг урегулирования кровавого конфликта на Донбассе, развязанного кремлевским руководством, складываются таким образом, что процесс наделения украинских регионов, в том числе частей Донецкой и Луганской областей, дополнительными полномочиями, являются неотъемлемой частью Минского процесса. В Протоколе, разработанном по результатам Минска-2, четко обозначена необходимость реализации концепции децентрализации Украины. Это является условием мирного урегулировании ситуации на Донбассе. После внесения изменений в Конституцию (на сегодня проект изменений был согласован экспертами Венецианской комиссии и Конституционным судом Украины), а также проведения местных выборов по украинским законам, появится правовое основание требовать у России вывода воинских частей с территории Луганской и Донецкой областей, а также установления эффективного контроля над украинско-российской границей.

Можно много спорить о том, что изменения в Конституцию, предложенные украинским президентом, предают национальные интересы и закладывают мину замедленного действия под украинскую государственность. Но факт остается фактом. Украина, Франция, Германия и Россия на высшем политическом уровне согласовали протокол Минска-2. А это значит, что подобные документы Киеву игнорировать не удастся. Украине нужно учится исполнять то, под чем она подписывается (в прямом или переносном смыслах этого слова). Отказ от исполнения принятых обязательств может привести к новым виткам эскалации, увеличению потерь среди украинских военных и дальнейшему расползанию конфликта вглубь страны. Россия будет убеждать союзников Украины в том, что Киеву верить нельзя, ведь он отказывается исполнять то, под чем подписался. А у Брюсселя и Вашингтона не будет аргументов для того, чтобы разбить российскую позицию.

Не менее важным является то, что и для самой Украины децентрализация действительно жизненно важна. Украинское общество продолжает требовать перемен. Ни у кого язык не повернется оспорить то, что украинским регионам необходимо гораздо больше самостоятельности – как административной, так и финансовой. Именно сегодня наступило прекрасное время забрать часть полномочий у президента и правительства и передать ее регионам. Тем более, что и сам Петр Порошенко пока что согласен поделится властью.

Но даже если утверждать, что предложения президента не являются идеальными, трудно спорить с тем, что все-таки они иноваторские. А любые документы, даже Конституцию, можно и нужно, в случае необходимости, и дальше усовершенствовать. А шаги вперед нужно делать уже сегодня. Блокирование трибуны парламента, призывы людей к неповиновению, организация кровавых акций протеста в центре украинской столицы, что фактически означает срыв исполнения Украиной Минских договоренностей, развал коалиции – это не то, чего ожидают страны Запада. После введения жестких экономических санкций против России, а также введения Россией ответных санкций в адрес Западных государств, Европе и Америке необходимо убеждать своих граждан в том, что они несут убытки не зря, поскольку Украина движется вперед. Такими категориями продолжают жить страны Евросоюза и Соединённые Штаты, Канада, Австралия, Япония.

Срывая конституционную реформу, прогрессивная «Самопомощь» начала терять доверие международных партнеров. От нее ожидали других действий: надеялись на слаженную командную игру и понимание важности исторического момента. Была надежда на то, что молодым политикам, понимающим потребности страны тоньше и глубже старой парт номенклатуры, будет легче мыслить категориями национального интереса. И наоборот, убивающие украинскую государственность личные амбиции стать президентом отойдут на задний план.

Скандальная ситуация вокруг исключения из списка «Самопомощи» авторитетной молодой Анны Гопко поставила Западные страны в политический тупик. Они стали верить, что Андрей Садовой действительно заболел опасной «президентской болезнью». Он хочет завалить реформу децентрализации, отрезать от Украины часть Луганской и Донецкой областей, где его партия проиграла парламентские выборы, и на этом фоне занять кабинет на Банковой.

 На фото: Віце-президент США Джозеф Байден та Ганна Гопко
 

США нужны козыри в разговоре с Путиным

По информации группы Geostrategy, многочисленные делегации США и стран Евросоюза, посещающие Украину, доносят очень простые, но одинаковые политические сигналы: ребята, не расшатывайте внутреннюю ситуацию. Вы льёте воду на мельницу Кремля. Нельзя сегодня не принимать изменения к Конституции, ведь от этого зависит Минский процесс и, в конце концов, судьба Украины. Вашингтон и Брюссель объясняют украинским политикам, что конституционная реформа усиливает их позиции в контактах с российскими представителями. У Запада появятся твердые аргументы в пользу Украины, ведь именно легитимная и признанная миром украинская власть исполняет Минские соглашения. Мяч будет закинут на российское поле, после чего возникнут законные основания требовать от Россия обеспечения проведения местных выборов на Донбассе по украинским законам, выводы российских военных с украинской территории и возобновления эффективного контроля над украинско-российской границей.

 

Освобождающаяся ниша

Скандал вокруг Самопомощи подталкивает США и Евросоюз к необходимости формирования в ближайшее время новой политической силы, которая может занять электоральную нишу Самопомощи. Возможно, движение в данном направлении начнётся сразу после проведения в конце октября этого года местным выборов, когда политическая картина новой Украины станет более рельефной.

ЦЕ МОЖЕ ВАС ЗАЦІКАВИТИ

Чи відходить Україна «на другий план»?

Джеймс Девіс
Джеймс Девіс Професор-міжнародник із Університету Санкт-Галлена

На нещодавній Мюнхенській конференції з безпеки "українське питання" опинилося в "другому ешелоні" проблем - головними темами все ж стали нова політика США за президента Трампа та міжнародний тероризм.

Blake Clayton Старший радник з питань енергетики Ради зовнішніх зносин, м. Нью-Йорк

Blake Clayton
Blake Clayton Старший радник з питань енергетики Ради зовнішніх зносин, м. Нью-Йорк

Продовження погіршення ситуації в Лівії, Єгипті та інших країнах Північної Африки та Близького Сходу суттєво впливають на формування світових цін на енергоносії, у першу чергу - нафти. Я вважаю, що сьогодні США недостатньо працюють над збільшенням стратегічних обсягів нафти.

Ми повинні продовжити надавати підтримку

Боб Коркер (Bob Corker)
Сенатор США Боб Коркер (Bob Corker) республіканець-Теннесі

Після телефонної розмови з послом США в Україні Джеффрі Пайєттом, сенатор США Боб Коркер (республіканець-Теннесі), голова сенатського комітету із закордонних справ, наголосив на подальшій