Совет Европы увеличит давление на Россию

05 Sep, 2017
QHA logo

С этой недели в Совете Европы начинается новый политический сезон, который обещает стать довольно насыщенным резонансными событиями. Уже традиционно «российская» тема в широком смысле этого понятия станет одной из ключевых при обсуждении на уровне послов стран-членов этой панъевропейской организации. Чего же следует ожидать Украине, которая стремится максимально использовать ресурсные возможности Совета Европы для давления на Россию, от нового сезона?

С момента масштабной российской агрессии против Украины в 2014 году, которую в Страсбурге не иначе как грубое нарушение Москвой ее уставных обязанностей и обязательств, большинство стран не рассматривает, руководящий орган Совета Европы — Комитет министров — принял более десяти решений. Среди них и осуждение так называемого референдума в Крыму в марте 2014 года, и требование обеспечить имплементацию Европейской конвенции по правам человека на территории оккупированного полуострова до момента его увольнения, а также призыв вывести войска с Донбасса. Поддержали эти решения подавляющее большинство стран-членов СЕ, кроме, разве что, самой России, а также ее условных союзников — Армении и Сербии. Если бы резолютивные положения упомянутых решений Комитета министров СЕ были выполнены Россией, проблемы в украинско-российских отношениях практически бы исчезли.

Однако Москва упорно отказывается идти на любой, даже самый маленький, диалог со Страсбургом по вопросам, определенным в решениях. Причина банальна: российская делегация не голосовала за их принятие, и поэтому считает для себя необязательным их выполнение. К сожалению, устав СЕ не предусматривает прямого наказания стран-членов СЕ за то, что они отказываются выполнять решение руководящего органа этой международной организации.

Несмотря на такую ​​позицию Кремля, сознательное невыполнение любым государством решений Комитета министров СЕ все равно имеет последствия. Во-первых, формируется негативный имидж, который делает страну-члена СЕ "токсичной" в общеевропейском масштабе. Во-вторых, если страна, рядом с невыполнением решений Комитета министров, отказывается также выполнять решения Европейского суда по правам человека — а Россия как раз и отказывается — это создает необходимые правовые основания для того, что исключить эту страну из рядов Совета Европы.

Слово за Берлином

Именно в этом контексте — аккумуляции все большего негатива — следует рассматривать инициативу бывшего Посла Германии в России Эрнста-Йорг фон Штудница, который в начале августа 2017 года предложил создать на базе Совета Европы своеобразную платформу, которая бы занималась сбором и анализом информации о нарушениях прав человека в России. Определенным прототипом организации могло бы, по словам немецкого дипломата, стать Центральное бюро по сбору данных, которое в период с 1961 по 1990-й годы занималось в Западной Германии сбором данных о нарушениях прав человека в бывшей ГДР. Кстати, действовало это бюро как раз до самого момента объединения Германии.

Идея как интересная (кто же откажется от систематизации данных о нарушениях прав человека в России), так и, одновременно, трудно воплотимая, поскольку создание новых мониторинговых механизмов в таких международных организациях, как Совет Европы является слишком сложным процессом. Не секрет, что ни одна страна-член международных организаций не заинтересована в создании новых механизмов, которые бы следили за тем, как выполняются уставные обязательства, которые берет страна при вступлении в ряды международной организации. Тем более, если речь идет о России, которая традиционно исповедует принципы советской дипломатии, предпочитает избирательно подходить к уважению к принципам международного права, защиты прав человека, демократии и тому подобного. Но дело не только в негативном восприятии по созданию подобных мониторинговых механизмов со стороны стран, по которым такие механизмы создаются. Надо учитывать, что и другие страны, которые также имеют проблемы с выполнением Устава (а таких всегда большинство), также не хотят создавать новые прецеденты, поскольку, по их мнению, это рано или поздно может обернуться против них.

 

Вот и получается, что немецкая инициатива, даже несмотря на сильные позиции Берлина в Совете Европы, вряд ли будет иметь свое положительное развитие. Поскольку такие страны, как Азербайджан, Босния и Герцеговина, Турция, Сербия будут выступать против создания нового мониторинга против России. Вполне вероятно, что их позицию поддержат Кипр, Италия, Португалия и даже Австрия. А это уже явный публичный политический проигрыш, который не стоит демонстрировать россиянам. Ведь они же первые публично заявят о том, что Запад не такой единогласный в своих антироссийских позициях, его единство стремительно разрушается, и поэтому это является победой российской дипломатии.

Такой «подарок» накануне проведения в России в марте 2018 года президентских выборов никто не согласится сделать. Хотя, вполне вероятно, пощекотать нервы Москвы публичным обсуждением германской инициативы некоторые страны, включая Украину, могут захотеть.

Владимир Денисюк, старший аналитик Украинского совета по международным отношениям

ЦЕ МОЖЕ ВАС ЗАЦІКАВИТИ

Допомога для України буде

Джон Кірбі
Джон Кірбі
Координатор зі стратегічних комунікацій Ради національної безпеки США

Питання: «Яким є рівень пріоритетності щодо ухвалення пакетів допомоги Україні й Ізраїлю?», Відповідь Дж.Кірбі:

Україна, криза: чому програють всі?

Семуель Чарап
Семуель Чарап старший політолог RAND Corporation

За три роки з моменту початку кризи в Україні загинуло більш ніж 10000 людей і це продовжує виснажувати ресурси всіх країн.  В результаті всі програють і в цьому конфлікті кожен великий актор грає гірше, ніж це було раніше і вирішення видається невловимим  як ніколи. Це не повинно бути так.

Конгрес має надати фінансову підтримку Україні

Бен Кардін
Бен Кардін
Сенатор США, Голова Комітету з закордонних справ Сенату

Сенатор Кардін заявив, що у той час, як багато американських сімей в родинному колі святкували День подяки, ук