Австралийский уран для украинских АЭС: реально ли?
During the visit to Australia, Ukrainian President Petro Poroshenko and Australian Prime Minister Tony Abbott discussed the possibility for Ukraine to purchase Australian uranium. Is its real? Is it possible to diversify the procurement of uranium ore? Is only the Australia could become a partner?
Во время визита в Австралию президент Украины Петр Порошенко и премьер Австралии Тони Эбботт обсудили возможность закупки Украиной австралийского урана. «Мы обсудили сегодня возможность сотрудничества в сфере ядерной энергии. У Украины есть возможность закупать австралийский уран для наших атомных электростанций»,– сказал господин Порошенко, слова которого приводит местное издание Australian. Со своей стороны, Тони Эбботт заявил, что, если проект состоится, он будет выгоден обеим сторонам.
Реальны ли подобные планы?
Мой ответ – да. Австралия входит в тройку мировых лидеров по добыче урановой руды и производства из нее уранового концентрата, так называемого «желтого кека» (закись-окись урана), из которого производят ядерное топливо для ядерных реакторов после нескольких стадий передела: таких как конверсия (превращение закиси-окиси урана в гексафторид урана), изотопное обогащение урана изотопом U-235, реконверсия (превращение гексафторида изотопно обогащенного урана в окись урана), изготовление топливных таблеток из окиси урана и фабрикация готовых тепловыделяющих сборок (ТВС), которые и загружаются в активную зону реакторов.
Если сравнивать стоимость украинского урана, добываемого шахтным методом, и австралийского – то наш концентрат будет в 3 раза дороже. Кроме того, производим мы его только треть от необходимой годовой потребности украинских АЭС. Остальной концентрат урана покупаем у РФ в виде уже готового изделия – ТВС, изделия с большой добавочной стоимостью.
Чехи тоже эксплуатируют российское ядерное топливо на своих реакторах советского проекта ВВЭР. Но для РФ оставляют только фабрикацию (сборку ТВС). А концентрат урана и изотопное обогащение урана – две самые дорогие стадии в изготовления топлива (около 80% в стоимости готового) покупают на мировом рынке. Доля фабрикации в цене ТВС – примерно 10%. В результате, мы у РФ ТВС покупаем дороже, чем чехи.
Диверсифицировать поставщиков услуг на отдельных этапах производства ядерного топлива – давно назревшая необходимость. И покупать концентрат урана в Австралии – вполне приемлемый вариант, даже с учетом его транспортировки. Стоит обратить свой взор и на другого производителя уранового концентрата, находящегося ближе к нам географически – Казахстан.
Казахстан является мировым лидером в производстве уранового концентрата по вполне доступным ценам. Услуги по изотопному обогащению урана также можно покупать на мировом рынке, например, во Франции, в которой в следующем году на полную мощность должен заработать завод «Жорж Бесс» (вторая очередь). Еще лучше было бы прикупить акции этого завода, как это сделали Республика Корея и Япония.
Только конкуренция, как известно, позволяет умерять ценовые аппетиты производителям, особенно российским. Для реализации диверсификации в этой сфере необходима политическая воля, которая не наблюдалась за 20-летнюю историю независимой Украины, поскольку руководящие должности в атомной энергетике занимали люди, связанные с российским атомно-промышленным комплексом родственными, профессиональными и бизнес-связями.
Надеюсь, что война расставила уже все точки над i, и Украина сделает свой окончательный выбор в пользу реальной диверсификации поставок, и не только урана.
Ольга Кошарная, директор по вопросам информации и связям с общественностью Ассоциации «Украинский ядерный форум» для Апостроф
Розмови про надання Україні зброї не повинні припинятися
Стівен Сестанович (Stephen Sestanovich), старший аналітик Ради зовнішніх зносин, США
В якому б форматі не проводилися дебати про те, чи треба Сполученим Штатам Америки надавати летальну зброю Україні для зупинення російської військової агресії на Сході країни, сам факт таких розмов вже позитивно впливає на дипломатичні шляхи вирішення конфлікту.
США та Німеччина: триває важкий пошук позиції по Україні
Уільям Дроздяк (William Drozdiak), голова Американської Німецької Ради
Уільям Дроздяк (William Drozdiak), голова Американської Німецької Ради
Україні треба реальна фінансова допомога
Роберт Кан (Robert Kahn), старший фінансовий аналітик, Рада зовнішніх зносин, США
На фоні драматичних переговорів щодо врегулювання ситуації на Донбасі, результати переговорів між Україною та Міжнародним валютним фондом відійшли на другий план. Однак важливим стало досягнення домовленості про виділення України кредиту МВФ на суму 17,5 млрд. дол. США.