Россия купила руководство Совет Европы?

07 May, 2014 | |

The history of capture by separatists in the Eastern Ukraine the military representatives of the Organization for Security and Cooperation in Europe and after that the successful release them by Vladimir Lukin (Russia) and Torbjorn Jagland (the Secretary General of the Council of Europe) provides a rich food for thoughts regarding the scale of Russia’s influence on this organization.

Задержание представителей военной миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) представителями сепаратистов в Славянске в качестве заложников, а также их дальнейшее освобождение при активном участии российской стороны было очень внимательно проанализировано аналитиками группы глобальной разведки Geostrategy. Это сделано по нескольким важным мотивам, касающимся следующих моментов:

• российская дипломатия постепенно, после совершения Владимиром ПУТИНЫМ аннексии Крыма, приходит на международном поле в контрнаступление, понимая, что наилучшей защитой является нападение;

• основной удар российская дипломатия концентрирует на развитии двухсторонних отношений с рядом европейских государств, которые спешат по максимуму воспользоваться потребностью России в легитимизации ее действий по отношению к Украине (Австрия, Болгария, Сербия и Венгрия, например, получат возможность не только участвовать в проекте строительства «Южного потока», но и скидки на российский газ; в обмен на такие привилегии эти страны будут «колоть» позицию Европейского Союза по отношению к Украине). Ожидается, что в ближайшее время ряд государств, в обмен на поддержку (даже косвенную) действий России по отношению к Украине, будут просить для себя определенных политических и экономических преференций. Москва на такие шаги может пойти;

• вторая линия удара российской дипломатии – международные организации, в которых Россия пока что является влиятельным членом и важным финансовым контрибутором.

Международные организации важны для России потому, что они будут делать основные заключения о ходе проведения в Украине 25 мая 2014 года президентских выборов, которые должны окончательно убрать всякие сомнения относительно легитимности центральной власти в Украине. Этого хочет официальный Киев, этого хочет преимущественное большинство украинских граждан, страны Европейского Союза, США, Канада и другие важные международные партнеры Украины. Но этого категорически не хочет Кремль – ведь он понимает, что в нынешней президентской гонке, в условиях аннексии Крыма, про-российский кандидат в президенты гарантированно не получит массовой поддержки украинских граждан. Поэтому срыв любыми путями проведения президентских выборов, а также постановка под сомнение их результатов – главная тактическая задача российской дипломатии и специальных разведывательных служб. На решение этой задачи кинуты огромнее финансовые ресурсы и задействованы десятки высокопоставленных чиновников, работающих в международных организациях.

 

Кто и зачем купил руководство Совета Европы?

Россия отводит особое место в этом процессе Совету Европы – организации, штаб-квартира которой находится в городе Страсбург.

Для достижения желаемых целей – отвода ударов от России в связи с событиями в Украине в рамках руководящего органа Совета Европы – Комитета министров, и минимизации давления на Москву в рамках Парламентской Ассамблеи Совета Европы – российская дипломатия сделала ставку на норвежца Торбйорна ЯГЛАНДА, который с 2009 года является Генеральным секретарем этой организации. И параллельно является председателем Нобелевского комитета.


На фото: Торбйорн Ягланид и Владимир Путин

 

Этот норвежский политик, занимавший в период с 1996 по 1997 года пост премьер-министра Норвегии, а с 2000 по 2001 года – пост министра иностранных дел, не имеет законченного университетского образования, хотя и старался получить в университете Осло экономическую степень (студент Ягланд больше занимался активной социалистической деятельною, чем наукой). Он всегда ассоциировался с левыми и социалистами, что помогало ему продвигаться по служебной лестнице.

В период с 1987 по 1992 года он был главой комитета финансов Социалистического Интернационала, где, как указывают некоторые источники, он мог быть завербован советской разведкой.

В период с 1992 по 2002 годы Ягланд был одним из лидеров норвежской Рабочей партии. Кстати, аналитикам группы Geostrategy удалось найти в норвежской прессе много противоречивых данных о деятельности этого политика, которые указывают на то, что в жизни Ягланда российская служба внешней разведки продолжает играть важную роль. Более десяти лет тому назад в Норвегии разгорелся скандал, связанный с выходом в Великой Британии книги о высокопоставленном норвежском дипломате, завербованном российской разведкой.

В это время министром иностранных дел был Ягланд, и именно он прилагал все возможные усилия для того, чтобы сорвать публикацию этой книги. Скандал прошел, но осадок остался.

Предположения, указывающие на крепкую «завязку» Ягланда на Россию, были косвенно подтверждены в апреле 2014 года, во время операции по освобождению военных представителей ОБСЕ, захваченных в плен в городе Славянск Донецкой области.

Уже много было сказано о том, что за операцией по взятию в заложники представителей ОБСЕ могли стоять спецслужбы России. Но практически не было уделено внимание вопросу о роли в этом процессе Генсека СЕ. Такая операция, как уже стало очевидным, преследовала несколько тактических и стратегических целей: 

1. Цели тактические – расшатать и без того напряженную ситуацию на Востоке Украины, показать мировому сообществу неспособность киевских властей контролировать процессы в этом регионе, дискредитировать украинское правительство, отпугнуть международных наблюдателей от поездок в Донецкую и Луганскую области, в том числе с целью наблюдения за ходом проведения президентских выборов 25 мая.

2. Цели стратегические – сделать важную PR-акцию для Ягланда, показав его эффективным чиновником-миротворцем, который в сложных условиях, приближенных к боевым, может решать важные и крайне опасные задачи по освобождению заложников.

Масштабный PR для Ягланда необходим был Москве для того, чтобы помочь ему во второй раз переизбраться на должность Генерального секретаря Совета Европы. Чуть больше чем через месяц, в конце июня этого года, во время очередной сессии Парламентской Ассамблеи, пройдут выборы нового Генерального секретаря, участия в которых принимают два кандидата – Торбйорн Ягланд и Сабина ЛОЙТХОЙЗЕР-ШНАРРЕНБЕРГЕР, бывший министр юстиции Германии.

Еще полгода назад Ягланд говорил о том, что переизбрание второй раз на должность Генсека Совета Европы не входит в его планы. Отработав пять лет на этой должности, он собирался сменить Страсбург на Осло, углубившись в работу Нобелевского комитета. Однако в конце 2013 года он свое решение резко поменял, нарушив тем самым ставшую традиционной практику избрания на должность Генсек лишь один раз.

По мнению аналитиков группы Geostrategy, за этим решения стояла Москва.

В ее интересах было удержать Ягланда на должности Генсека Совета Европы до 2019 года, поскольку более лояльного к российской стороне руководителя организации Москве тяжело было найти. Потеря опоры в Совете Европы не входила в планы Кремля, особенно усчитывая нестабильную, валентную международную ситуацию в Европе, приближение президентских выборов в Украине (тогда они планировались на 2015 год), активную фазу формирования Евразийского Союза (которая влечет нарушение прав человека и попирание принципов демократии), приближение выборов президента России в 2017 году, а также аннексию части украинской территории нарушение всех норм СЕ.

Для обеспечения «правильных» для России оценок Советом Европы всех вышеизложенных процессов наиболее подходящую роль должен отыграть Ягланд.

Поэтому для России не оставалось ничего другого, как принять решение о том, что он во второй раз выдвигает свою кандидатуру. Для переизбрания Ягланда российская делегация в Парламентской Ассамблее Совета Европы могла обеспечить необходимую поддержку в голосовании за нового Генсека в конце июня 2014 года.

Но произошел серьезный политический сбой того, что задумали русские.
По причине аннексии Крыма делегация России была в марте месяце лишена до конца 2014 года права голоса, вследствие чего она выбыла из важной игры за кресло нового Генсека Совета Европы. Для Ягланда это был страшный удар. Ведь без обещанной поддержки российской делегации в ПА СЕ победить Сабину Лойтхойзер-Шнарренбергер будет очень сложно.

По информации группы Geostrategy, Ягланд не пользуется поддержкой членов Ассамблеи, поскольку он, во-первых, на протяжении своего председательствования никогда не обращал особого внимания на Ассамблею (ведь он не планировал баллотироваться в Генсеки второй раз), а во-вторых, он использовал свое влияние на Комитет министров Совета Европы для того, чтобы выбить из предвыборной гонки своего главного соперника – бывшего президента Парламентской Ассамблеи СЕ Жана-Клода МИНЬЙОНА. Это Ягланду удалось, поскольку первый тур выборов – на уровне Комитета министров СЕ – вывел в финал только двух человек: самого Ягланда и Сабину Лойтхойзер-Шнарренбергер.

С тех пор отношение большинства членов Ассамблеи к Ягланду еще больше ухудшилось. Оно стало настолько плохим, что некоторые члены Ассамблеи указали ему на то, что он играл нечестно, выбивая члена Ассамблеи Миньйона с предвыборной гонки. В дополнении к этому, не исключено, что член Ассамблеи Миньойн, обиженный на Ягланда, будет делать в июне месяце все возможное, чтобы нынешний Генсек СЕ не получил поддержки большинства членов Ассамблеи.

Для справки: в соответствии с правилами процедуры выборов Генерального секретаря Совета Европы, первый тур выборов кандидатов проходит на уровне Комитета министров Совета Европы. Те кандидаты, которые набирают большинство голосов, выносятся на окончательное утверждение Парламентской Ассамблеи Совета Европы.

 

Операция «Ягланд-миротворец»

По мнению аналитиков группы Geostrategy, аккумулировав все вышеизложенные риски, российская сторона приняла довольно рискованное решение: необходимо срочно поднять рейтинг Ягланда, сделав из него «миротворца», способного в условиях, приближенных к военным, спасти представителей миссии ОБСЕ.

На фото: Торбйорн Ягланд и Владимир Лукин в Славянске

 

Для этого нужно было совершить две вещи:

1) сначала выкрасть представителей миссии ОБСЕ, которые направлялись в «горячую точку» в Донецкой области

2) а потом организовать их возвращение с активным привлечениям к этому процессу теряющего рейтинг Ягланда.

России это удалось. Для этого пришлось прибегнуть к услугам опытного российского дипломата, представителя российского президента по вопросам Украины Владимира ЛУКИНА, который лично координировал процесс передачи представителей миссии ОБСЕ в руки Ягланда (в том числе, находясь в постоянном контакте с теми людьми, кто выкрал представителей ОБСЕ). При этом российская делегация в Совете Европы подготовила для этого необходимую информационную почву, «выдавив» 29 апреля из Комитета министров Совета Европы заявление по поводу силового, насильственного задержания представителей миссии ОБСЕ. И дав, таким образом, Ягланду своеобразный мандат на спасение представителей ОБСЕ. Кстати, визит Ягланда в Украину 3 мая 2014 года (за день до этого он уже посещал Украину вместе с министром иностранных дел Австрии себастяном КУРЦОМ) для спасения наблюдателей миссии ОБСЕ не был согласован с официальным Киевом, который, по имеющейся информации, был раздражен подобным бесцеремонным поведением Генсека СЕ (не исключено, что исходя из того, что произошло в Славянске, украинская делегация в ПА СЕ примет решение не поддерживать в июне кандидатуру Ягланда).

Таким образом, в преддверии выборов нового Генерального секретаря Совета Европы, Ягланд на короткое время стал важным европейским ньюсмейкером, подняв тем самым свой рейтинг среди членов Ассамблеи, которые уже в июне будут принимать решение о том, кого из двух кандидатов поддержать.

Этот ход особенно важен на фоне того, что делегация России не сможет отдать свои голоса в пользу Ягланда, поскольку, как отмечалось выше, лишена права голоса в ПА СЕ. А факторы миротворчества, как известно, всегда позитивно воспринимались представителя Западных стран, которые привыкли бороться за жизнь и безопасность каждого своего гражданина. Поэтому ракурс PR-кампании быв выбран Москвой удачно. Для Ягланда, конечно.

Выводы

Не смотря на колоссальные старания Москвы, на сегодняшний день имеется довольно много рисков, которые могут сорвать планы российской дипломатии. Речь, прежде всего, идет о том, что во время июньской сессии ПА СЕ члены Ассамблеи могут в принципе отвергнуть двух предложенных ей кандидатов (под разными предлогами), и попросить Комитет министров СЕ внести абсолютно новые кандидатуры на должность нового Генсека организации.

ЦЕ МОЖЕ ВАС ЗАЦІКАВИТИ

Україні треба реальна фінансова допомога

Роберт Кан (Robert Kahn)
Роберт Кан (Robert Kahn), старший фінансовий аналітик, Рада зовнішніх зносин, США

На фоні драматичних переговорів щодо врегулювання ситуації на Донбасі, результати переговорів між Україною та Міжнародним валютним фондом відійшли на другий план. Однак важливим стало досягнення домовленості про виділення України кредиту МВФ на суму 17,5 млрд. дол. США.  

Ми прагнемо до успіху незалежної та єдиної України

Rex Tillerson
Рекс В. Тіллерсон Державний секретар США

Хоча Захід продовжує шукати нових продуктивних відносин з пострадянською Росією, на сьогоднішній день це виявилося невчасним, оскільки після спроби попереднього керівництва відновити відносини з Росією та американсько - європейськими відносинами Росія вторглась у сусідню Грузію в 2008 році та в У

2013 рік – найбільш складний для Ірану

Аліреза Надер (Alireza Nader)
Аліреза Надер (Alireza Nader), старший аналітик корпорації RAND

Аліреза Надер (Alireza Nader), старший аналітик корпорації RAND