Влияние глобального энергетического рынка на Украину

15 Sep, 2016 | Владимир Денисюк, эксперт аналитической группы Geostrategy |
Енергетика

Последние два года характерными признаками мировых энергетических рынков остаются нестабильность и напряженность. Военная агрессия Российской Федерации против Украины, вмешательство Москвы в конфликт в Сирии привели к обострению ситуации в Европе и на Ближнем Востоке в целом, что привело к большой волатильности мирового энергетического рынка. Также появилась относительно новая тенденцию, связанная с усилившемся влиянием политического фактора на мировую энергетическую политику.

Традиционно энергетический рынок остается очень чувствительным к процессам, происходящим в нестабильных с военно-политической точки зрения регионах. Регион Ближнего Востока является ключевым и, поэтому, наиболее проблемным с точки зрения обеспечения стабильного развития мирового энергетического рынка. Несмотря на решительные попытки России дополнительно раскачать и без того напряженную ситуацию в этом регионе, энергорынок стремиться достичь стабильности. Нельзя сказать, что попытки были полностью провальными.

Так, аналитики группы Geostrategy отмечают, что на протяжении последнего года сохранялась тенденция к стабилизации цен на мировом нефтяном рынке, что обусловлено незначительным, однако прогнозируемым уровнем роста экономик США, ЕС и КНР, а также восстановлением сырьевых рынков. По состоянию на 12 сентября 2016 года октябрьские и ноябрьские фьючерсы для марки нефти Brent и WTI составили в районе 46 долл. США за баррель, фьючерсная цена на декабрь текущего года - около 48 долл. США за баррель. В течение последних нескольких лет совершались попытки ограничить добычу нефти для стабилизации и повышения мировых цен на это вид топлива. Но сделать это не удалось, и страны ОПЕК продолжили наращивание объёмов добычи. Как следствие, производство нефти сегодня превышает спрос. Прогнозные оценки развития цен на нефть в среднесрочной перспективе – до 2024 года – может вырасти до 80 долл. США за баррель, а по пессимистическому сценарию – останется на уровне примерно 50 долл. США за баррель. Кстати, 14 сентября 2016 года Министерство финансов России признало необходимость формировать государственный бюджет на 2017 год исходя из цены 40 дол. Таким образом, Москва признает наступление новой эры низких цен на энергоносители.

Следующие дополнительные факторы оказывают существенное влияние на ситуацию на мировом энергетическом рынке:

• рост энергетической самодостаточности США, в том числе вследствие «сланцевой революции»;
• постепенная «энергетическая переориентация» КНР с угля на природный газ, а также его готовность осуществлять масштабные инвестиции в атомную энергетику;
• замедление темпов экономического роста КНР и девальвация юаня становится одним из ключевых геополитических факторов, который будет влиять на развитие энергетики в последующие годы;
• рост энергопотребления в Индии.

 

Украина в энергетических проектах

До недавнего времени основным поставщиком нефти и нефтепродуктов в Украину была Россия, доля которой в общем импорте нефти достигала 75-85%. Благодаря мерам по диверсификации поставок, ее доля в объемах импорта нефтепродуктов в 2014-2015 гг. сократилась соответственно до 31 и 19%, а доля Беларуси повысилась до 35 и 47%, ЕС - до 28 и 31%. Рынок нефтепродуктов является наиболее диверсифицированным, конкурентным и наименее регулируемым среди других энергетических рынков – газа и угля. Монопольная зависимость Украины от России в этом сегменте практически преодолена.

В то же время, Россия имеет значительные рычаги влияния на соседнюю Беларусь. Такая ситуация несет непрямые риски для Украины, учитывая тот факт, что с 2014 года Беларусь вышла на первое место в поставках бензина и дизельного топлива в Украине - 756 и 2668 тыс. тонн соответственно. Это может представлять реальную угрозу для украинского агросектора, транспортной сферы и Вооруженных Сил Украины, которые являются значительным потребителем дизельного топлива. Однако, именно благодаря диверсификации рынка, в Украине достаточно быстро может быть налажено альтернативное поставки дизельного топлива из других стран как сухопутными, так и морскими путями.

В общем, рынок нефтепродуктов требует дальнейшего совершенствования, основными задачами которого должны стать увеличение объемов собственной добычи, повышение эффективности переработки и качества нефтепродуктов, конкурентоспособности, борьба с кустарным производством, создание резервных запасов нефти и нефтепродуктов (в соответствии с директивой ЕС 2009/119 // Европейского Союза, около 2 млн. тонн). В этом плане чрезвычайно важна реализация проекта по строительству в Украине нового нефтеперерабатывающего завода для переработки легкой каспийской нефти и использования нефтепровода «Одесса - Броды» в проектном (аверсном) режиме для прокачки каспийской нефти на западноукраинские НПЗ и дальше в Европу.

Важным направлением для дальнейшего обеспечения энергетической безопасности Украины является развитие атомной энергетики в Украине. Еще в далеком 1999 году начался процесс диверсификации источников ядерного топлива с подписанием межправительственного Соглашения между Украиной и США. В соответствии с настоящим Соглашением, американская сторона взяла на себя обязательство предоставить Украине финансовую и техническую помощь в создании подразделения, который должен заниматься оценкой топлива альтернативных поставщиков. В 1999 году был создан Центр проектирования активных зон в Научно-техническом комплексе «Ядерный топливный цикл» Национального научного центра «Харьковский физико-технический институт». Это было сделано с целью научного сопровождения внедрения ядерного топлива «Вестингауз» на украинских АЭС.

С 2000 по 2005 года осуществлялся этап проектирования. В начале этого проекта планировалось загрузить шесть опытных ТВС «Вестингауз». На заключительной стадии планировалось загрузить 42 сборки перегрузочной партии в один из реакторов АЭС. В 2005 году первые шесть сборников «Вестингауз» были загружены в активную зону ректора третьего энергоблока Южно-Украинской АЭС. В настоящее время топливо «Вестингауз» эксплуатируется на 2 из 15 энергоблоков АЭС Украины - (Южно-Украинской АЭС и Запорожской АЕС.

Согласно заявлениям руководства «Вестингауз», компания может полностью обеспечить Украину ядерным топливом. Таким образом, Украина со временем сможет отказаться от российских ТВЕЛОВ, на которых продолжают работать большинство блоков на атомных электростанциях.

Для Украины также важно продолжить работу с американской компанией «Holtec International» по реализации проекта сооружения Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива. Ведь до сегодняшнего дня Украина также остается зависимой от России в вопросах утилизации отработанного ядерного топлива.

Как же без газа

В 2016 ситуация на газовом рынке формировалась под влиянием следующих факторов:

• стабилизация мировых цен на нефть на уровне 40 - 50 долл. США за баррель и снижение цены на газ;
• ускорение процесса экспорта сжиженного природного газа со стороны США;
• продолжение мероприятий, направленных на уменьшение зависимости стран ЕС от поставщиков энергоресурсов путем сооружения межсистемных трубопроводных соединений;
• достижение Украиной фактической независимости от России в сфере поставок газа; в 2015 году Украина закупила на рынке ЕС газа почти вдвое больше, чем в РФ - 10 млрд. куб. м .; в 2016 году приобретения газа в РФ не осуществлялось;
• обострение конфликта между Россией и Евросоюзом по вопросу соблюдения всеми участниками европейского газового рынка требований Третьего энергетического пакета 2009 года.

Тенденции развития мирового газового рынка свидетельствуют о наличии благоприятных предпосылок для трансформации традиционных связей между экспортерами и импортерами природного газа. Так, ожидается увеличение предложения сжиженного природного газа за счет поставок из США и Австралии. Кроме того, ЕС будет оказывать поддержку развитию «Южного газового коридора» для обеспечения поставок газа из Азербайджана. В этой связи ожидается активизация мер Турции в направлении развития транзитной инфраструктуры на территории этой страны с целью направления в Европу энергоносителей, в частности, из Каспийского региона, стран Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья.

С целью перехвата стратегической инициативы в августе 2016 года Россия и Турция заявили о готовности к возобновлению строительства «Турецкого потока». Это стало возможным после неудачной попытки совершения в Турции военного переворота и резкого потепления российско-турецких отношений. Такие действия Москвы носят четко выраженную опасность для национальных интересов Украины, связанных, прежде всего, с вопросами загруженности украинской газотранспортной системы.

Наступление России на украинские интересы, по мнению аналитиков Geostrategy, происходит также и по другим направлениям. Москва, реализуя цель уменьшения транзитного потенциала Украины, достигла договоренности с европейскими энергетическими компаниями - Royal Dutch Shell, ENGIE, OMV, BASF-Wintershall, E.ON – по увеличению пропускной способности трансбалтийского «Северного потока» путем строительства еще двух ниток этой магистрали, увеличив ее общую мощность до 110 млрд. куб. м в год. Этот проект навязывается Европе несмотря на то, что существующий «Северный поток» в последние годы используется только на 55% мощности. Общая стоимость проекта «Северный поток-2» составляет 10 млрд. евро, срок возможной реализации – 2019 год. Исходя из этого, Украине следует продолжать дипломатическую работу, направленную на недопущение построения новых дополнительных веток «Северного потока».

ЦЕ МОЖЕ ВАС ЗАЦІКАВИТИ

Забезпечити припинення будівництва Північного потоку 2

Тед Круз
Тед Круз
сенатор США від штату Техас

"Північний потік 2 становить серйозну загрозу національній безпеці США та нашим європейським союзникам", - сказав сенатор Тед Круз. "Закон про захист енергетичної безпеки Європи буде протидіяти експансіонізму Росії, орієнтуючи

Про підписання Угоди про асоціацію між Україною та ЄС

Йоханнес Корнеліс ван Баален
Йоханнес Корнеліс ван Баален, депутат Європарламенту від Нідерландів, політична група «Альянс лібералів та демократів за Європу»

Ми вважаємо, що для України життєво необхідно мати демократичне виборче право, оскільки Угода про асоціацію – це більше, ніж просто вільна торгівля. Вона закладає наші структурні відносини, тому виборче право, яке відповідає європейським стандартам, – життєво важливе.

Угода про асоціацію між Україною та Європейським Союзом є дуже важливими документом

Майкл ХЕНКОК (Michael Thomas Hancock)
Майкл ХЕНКОК (Michael Thomas Hancock), член Британського Парламенту, член Британської делегації у Парламентській Асамблеї Ради Європи

-Пане ХЕНКОК, якими, на Ваш погляд, є перспективи підписання у 2012 році Угоди про асоціацію між Україною та Європейським Союзом?