Украина в ООН будет пробивать «правовой коридор» в Крым

10 Nov, 2016 | Андрей Наджос, доцент Института международных отношений Киевского национального университета им. Тараса Шевченко |
Krimea not Russia

Уже на следующей неделе, 15 ноября, украинская делегация собирается внести на рассмотрение Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций новый проект резолюции по Крыму. Постоянный представитель Украины в ООН Владимир Ельченко ранее отмечал, что новая резолюция существенно отличается от той, которая была успешно проголосована ГА ООН в марте 2014 года.

Известно, что Украина стремится сделать новую резолюцию, над которой работало 38 стран, жестче предыдущей. Это вполне понятно, поскольку с марта 2014 года ситуация, связанная с защитой прав человека во временно оккупированном российской властью Крыму, значительно ухудшилась. По словам многих иностранных дипломатов, работающих в ключевых международных организациях, таких, например, как Совет Европы или ОБСЕ, полуостров постепенно превращается в очередную «черную дыру демократии в центре Европы». Только на это раз речь идет не о территории замороженного конфликта, каковыми, например, являются практически никем не признанные Приднестровье, Абхазия или Южная Осетия, а о части территории суверенной Украины, временно находящейся под контролем Российской Федерации вследствие военного захвата. Фактически Крымский полуостров стал некой правовой язвой на теле России, которая очень быстрыми тепами разъедает остальную часть сопредельного с Украиной государства.

Аресты активных представителей крымскотатарского народа, преследования украинцев за их патриотические взгляды, гонения на религиозной и этнической почве – все это стало привычной реальностью в Крыму, еще три года назад не знавшем ни одного из перечисленных постыдных проявлений тоталитарного общества. Теперь же в лексикон крымчан эти понятия вошли основательно и, судя по всему, надолго.

 

Мир не закрывает глаза на Крым

Правовой беспредел, вот уже третий год творящийся на полуострове, заставляет ключевые международные организации внимательно следить и реагировать на закат демократии в Крыму.

Так, например, Совет Европы в 2016 году направил на полуостров специального представителя Генерального секретаря Совета Европы, швейцарского дипломата Жерара Студмана. Этот чиновник первым из представителей международных организаций ступил на землю оккупированного Крыма (если не считать визита в 2015 году Комиссара Совета Европы господина Нильса Мужниекса). Но визит Студмана имел другую подоплеку – это была попытка международной организации создать постоянно действующий мониторинговый механизм, при помощи которого Страсбург получил бы возможность наблюдать за соблюдением прав человека в автономии. Известно, что ввиду существенных расхождений Украины и руководства Совета Европы в вопросах мандата миссии Студмана – каждая сторона видела свой круг вопросов, над которыми Студману необходимо было работать –создать такой постоянно действующий механизм пока что не получается.

Тем временем мир продолжает внимательно следить за тем, что же происходит в оккупированном Россией Крыму. Украина, в начале 2016 года заняв место непостоянного члена Совета Безопасности ООН, решила использовать эту ситуацию для того, чтобы напомнить миру о вопиющих нарушениях прав человека в Крыму. Так родилась идея новой резолюции Генассамблеи ООН по вопросам Крыма.

Напомню, что первая резолюция по Крыму подтверждала территориальную целостность Украины. Она была принята 27 марта 2014 года, сразу после организованного Москвой и контролируемого военными без опознавательных знаков «референдума». Тогда сто стран-членов ООН поддержали Украину, 11 были против (Армения, Беларусь, Боливия, Зимбабве, КНДР, Куба и др.) и еще 58 воздержались.

 

Новая резолюция будет более жесткой в отношении России

Пришла очередь второй резолюции ГА ООН по Крыму. Новый документ гораздо жестче предыдущего, в нем появились такие понятия, как «аннексия» и «оккупация» Крыма, которых в предыдущей резолюции не было. Кроме того, в проект были включены следующие важные посылы стране-оккупанту:

 

необходимо прекратить любое насилие в отношении жителей Крыма, включая незаконные задержания активистов и нечеловеческое отношение к ним, а также отозвать все дискриминационные законы;

освободить всех незаконно задержанных украинских граждан;
обеспечить необходимые условия для работы в Крыму журналистов и представителей правозащитных организаций;

авторы резолюции обращаются к новоизбранному Генсеку ООН с просьбой найти пути и средства, которые позволят обеспечить беспрепятственный доступ в Крым международным организациям (таким как Совет Европы и ОБСЕ), обеспечив таким образом доступ международных правозащитников к полуострову.

 

Представитель России в ООН Евгений Загайнов уже назвал проект новой резолюции предвзятым, однобоким и необъективным и заявил о том, что российская делегация в ООН не будет голосовать в ее поддержку.

Но даже и без этого заявления совершенно ясно, что обсуждение и голосование за столь жесткий проект резолюции будет гораздо драматичнее, чем это происходило в марте 2014 года. Желательным для украинской стороны результатом должно стать число голосов, близкое к ста. Однако достичь такого результата будет объективно сложно.

 

Во-первых, в мире обострились вызовы и угрозы, связанные, например, с ситуацией в Сирии или ядерной программой Северной Кореи.

Во-вторых, появился Донбасс, конфликт на котором при поддержке российских военных и техники перерос в настоящую украинско-российскую войну, втянув в дипломатический конфликт с Россией Вашингтон.

В-третьих, нынешний момент является переломным для США в свете того, что победу на президентских выборах получил республиканец Дональд Трамп, который во время предвыборной кампании сделал несколько противоречивых заявлений по Крыму.

Голосование по резолюции запланировано на 15 ноября, и непонятно, не попытаются ли люди из команды Трампа каким-то образом вмешаться в процесс ее лоббирования.

Одним словом, украинской стороне предстоит выдержать сложный дипломатический бой на полях Генеральной Ассамблеи ООН и попытаться через существующие мониторинговые механизмы «пробить правовой коридор» во временно оккупированный Крым.

 

Поствыборный Вашингтон позиций не меняет

Буквально через несколько часов после того, как стало известно о победе на выборах Дональда Трампа, официальный представитель Государственного департамента США Марк Тонер заявил о том, что санкции, введенные Соединенными Штатами против России за нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины, будут действовать до того момента, пока Крым не вернется в состав Украины.

– Наша позиция была и остается неизменной – санкции по Крыму будут действовать до того времени, пока Россия не заберет войска и не вернет полуостров Украине, – сказал Тонер.

– Что же касается других санкций, связанных с действиями на востоке Украины, то они будут действовать до полного выполнения Минских соглашений, – добавил американский дипломат.

Такие заявления дают надежду на то, что, во-первых, проект новой резолюции Генассамблеи ООН по Крыму получит необходимую поддержку со стороны США, а во-вторых, Вашингтон не даст России никаких шансов отыграть политическую ситуацию назад – к периоду до 2014 года.

Андрей Наджос, доцент Института международных отношений Киевского национального университета им. Тараса Шевченко (для QHA)
ЦЕ МОЖЕ ВАС ЗАЦІКАВИТИ

Путін висуває вимоги, які, як він знає, ніколи не будуть виконані

Норберт Реттген
Норберт Реттген
Голова Комітету Бундестагу зі зовнішньої політики

Путін висуває вимоги до НАТО, які, як він знає, ніколи не будуть виконані. Чому? Він доручив Лаврову пояснити, що Польща, країни Балтії та Україна є «осиротілими територіями», націленими на НАТО. Чому?

Україна має чим захищатися

Едвард ЧОУ (Edward Chow)
Едвард ЧОУ (Edward Chow), експерт з питань енергетики, США

Труднощі, які сьогодні переживає Україна, носять не лише відверто негативний характер. По-перше, в Україні народилося потужне громадянське суспільство, яке може і повинно стати основним двигуном у проведенні в країні довгоочікуваних реформ.

Забезпечити припинення будівництва Північного потоку 2

Тед Круз
Тед Круз
сенатор США від штату Техас

"Північний потік 2 становить серйозну загрозу національній безпеці США та нашим європейським союзникам", - сказав сенатор Тед Круз. "Закон про захист енергетичної безпеки Європи буде протидіяти експансіонізму Росії, орієнтуючи