Россия: «Протон-М» со спутником связи сгорел после старта

16 May, 2014 | |

Для расследования аварии ракеты-носителя «Протон-М», которая при запуске в пятницу отклонилась от расчетной орбиты и не смогла вывести в космос самый мощный отечественный спутник связи, создана специальная комиссия. Официальной информации о случившемся немного. По данным источников в космической отрасли, ракета-носитель вместе со спутником сгорели над Тихим океаном

 

«Совсем точных данных нет»

Госкомиссия начала исследовать причины аварии ракеты-носителя «Протон-М», которая должна была вывести на орбиту самый мощный российский спутник связи «Экспресс-АМ4Р», но так и не смогла этого сделать, сообщила в пятницу пресс-секретарь главы Роскосмоса Ирина Зубарева.
«В настоящее время представители госкомиссии анализируют телеметрическую информацию и выясняют причины возникновения нештатной ситуации», — сказала пресс-секретарь, ее слова приводит ИТАР-ТАСС.
По словам источника в ракетно-космической отрасли, обломки «Протона» вместе с выводимым спутником сгорели в плотных слоях атмосферы над Тихим океаном.

«Совсем точных данных — над каким районом сгорели в атмосфере фрагменты “Протона” — пока нет. Приблизительно, над Тихим океаном», — вместе с тем отметил он.

По некоторым данным, основная часть ракеты и спутника могли сгореть, но отдельные мелкие обломки все же имели возможность долететь до Земли. Нештатная ситуация произошла примерно на высоте 161 км из-за отклонения «Протона-М» от траектории полета, «ошибки по углу и крену», отметил источник.

Также в качестве вероятных районов падения первоначально назывался Алтайский край. Но точно известно, что произошло это не на территории Казахстана, откуда стартовал запуск космического аппарата. Никаких данных о жертвах и разрушениях в связи с падением ракеты при этом не было.
Ранее еще один источник в Роскосмосе допускал, что ракета-носитель и спутник связи все еще находятся на нерасчетной орбите.

«Вероятнее всего, ракета-носитель “Протон-М” в данный момент находится на нерасчетной орбите. Аварийное отключение двигательной установки, которое произошло на 540-й (по другим данным, на 545-й) секунде во время работы третьей ступени, не обязательно должно было привести к ее падению», — пояснял он.

ЧП на 540-й секунде говорит о том, что третья ступень ракеты не доработала порядка 40 секунд до запланированного отделения разгонного блока «Бриз-М».
Еще один источник — на космодроме Байконур — сообщил, что у ракеты-носителя «Протон-М», вероятнее всего, отказал рулевой двигатель третьей ступени. Других подробностей он не рассказал.

 

Третья ступень

Ракета-носитель «Протон-М» с самым мощным и высокотехнологичным на сегодня российским спутником связи «Экспресс-АМ4Р» была запущена с Байконура в расчетное время — 1.42 по московскому времени, сообщает РИА «Новости».

Поначалу представители Роскосмоса говорили о том, что нештатная ситуация произошла в рамках работы первой или второй ступени ракеты-носителя, потом появилась информация – что между второй и третьей.

По последним данным, которые подтверждают в Российском космическом агентстве и Центре имени Хруничева, ЧП произошло во время работы третьей ступени ракеты.

Между тем, высказывается предположение, что ядовитый гептил, содержащийся в ракетном топливе «Протона», скорее всего, сгорел в верхних слоях атмосферы и не угрожает экологии.

«Роскосмос уже официально подтвердил озвученную ранее информацию о том, что авария произошла во время работы третьей ступени “Протона”, когда ракета находилась в верхних слоях атмосферы. Вероятнее всего, ядовитый гептил в результате взрыва сгорел вместе с разгонным блоком и самым мощным российским спутником связи», — сообщил РИА «Новости» источник в космической отрасли.

В связи с происшествием уже объявлено, что будущие старты ракет-носителей «Протон» с Байконура отложены до выяснения причин произошедшего. Ближайший из запусков должен был состояться 15 июля этого года.
Свое отношение к происходящему высказывают и жители других стран и даже континентов. Так, официальный представитель Объединенного командования аэрокосмической обороны Северной Америки (НОРАД) капитан Руфь Кастро сообщила ИТАР-ТАСС о том, что неудачный запуск «Протона» не представляет угрозы для США или Канады.

Она отметила, что в НОРАД знают о случившемся: «НОРАД обычно следит за запусками различных ракет по всему миру», — пояснила представитель командования.

«В связи с нынешней аварией “мы не обнаружили ничего, что может представлять угрозу для Северной Америки”, — подчеркнула Кастро, добавив, что больше ей нечего сказать.

 

Аппараты и аварии

Космический аппарат “Экспресс-АМ4Р” был создан европейской компанией EADS Astrium по заказу ФГУП “Космическая связь” в рамках Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы.
“Экспресс-АМ4Р” являлся третьим космическим аппаратом серии “Экспресс”, запущенным в 2014 году. “Протон-М” с разгонным блоком “Бриз-М” 16 марта этого года успешно вывел на орбиту спутники “Экспресс-АТ1” и “Экспресс-АТ”.
Известно, что спутники серии “Экспресс” застрахованы на 2,5 млрд рублей.
“Протон-М” — это ракета-носитель тяжелого класса, первый запуск которой состоялся в 2001 году. Она является модернизированным вариантом ракеты-носителя “Протон-К” с улучшенными энергомассовыми, эксплуатационными и экологическими характеристиками.
На модернизированном носителе установлена новая совершенная система управления на основе бортового цифрового вычислительного комплекса. Применение в составе ракеты-носителя “Протон-М” разгонного блока “Бриз-М” позволяет увеличить массу полезной нагрузки.

Последняя авария с “Протоном” произошла 2 июля 2013 года, когда через минуту после старта ракеты-носителя с тремя российскими навигационными спутниками “Глонасс-М” они упали.

Эта авария подтолкнула реорганизацию ракетно-космической отрасли России. Сменилось руководство Роскосмоса, была зарегистрирована Объединенная ракетно-космическая корпорация. Производство разбившейся ракеты-носителя “Протон-М” и трех спутников “Глонасс-М”, а также организация их запуска обошлись примерно в 4,4 млрд рублей.

Случаются в российском сегменте космических исследований и другие аварии.
Так, 15 апреля целая группа космических аппаратов системы ГЛОНАСС некоторое время подавала условный сигнал “нездоров”. По одним данным, виноват был “переход на новый контур управления” и “особенности настройки бортового программного обеспечения спутников”, по другим – традиционный человеческий фактор.

Предыдущий сбой произошел 11 апреля. Тогда сообщалось, что правильно работают 22 спутника из 24. Поэтому система не могла обеспечить навигационным сигналом всю поверхность планеты.

2 апреля система также выходила из строя, и оставалась в таком положении более 10 часов. Ошибка возникла одновременно практически на всех аппаратах. Тогда проблему объясняли человеческим фактором – программной закладкой на борт аппаратов неверных данных.

За матеріалами російських ЗМІ
ЦЕ МОЖЕ ВАС ЗАЦІКАВИТИ

Ми повинні подвоїти нашу підтримку для України

Джин Шахін сенатор США від Нью-Гемпширу
Джин Шахін сенатор США від Нью-Гемпширу

Я вважаю, що ця стратегія повинна мати принаймні чотири компоненти: введення більш жорстких санкцій, зміцнення НАТО і наших союзників, демонструючи сильну підтримку для України, і протидія російській пропаганді.

Україна, ЄС: окремі результати дії зони вільної торгівлі

Сергій Даниленко
Модератор групи Geostrategy Сергій Даниленко
analytics@geostrategy.ua

Українські виробники активно використовують преференції в рамках торгівлі між Україною та ЄС. Наприкінці 2016 року вже повністю використано 11 тарифних квот:

Румунія проти додаткових передумов для підписання Угоди про асоціацію між Україною та ЄС

Адріан Северин (Adrian Severin)
Адріан Северин (Adrian Severin), депутат Європейського парламенту, незалежний (Румунія)

Адріан Северин, депутат Європейського парламенту, незалежний (Румунія), про підписання Угоди про асоціацію між Україною та Євросоюзом: