Ошибка оси Варшава – Вашингтон в вопросах противоракетной обороны. Как ее не повторить Киеву?

20 Sep, 2012 | |

В начале августа этого года Президент Польши Бронислав Комаровский сделал сенсационное заявление, касающиеся размещения на территории Польши элементов европейской системы противоракетной обороны (ПРО). Варшава назвала «политической ошибкой» свое решение от 2008 года о готовности разместить элементы системы ПРО, поскольку тогда не было учтено двух факторов.

Расшифруем эти факторы.

Во-первых, были упущены из виду кардинальное изменение персонального состава Администрации Президента США. Польша принимала решение о размещении на своей территории ПРО практически сразу после российско-грузинской войны, когда на должности Президента США находился республиканец Джордж Буш.

Во-вторых, не были до конца просчитаны последствия в сфере европейской безопасности, которые повлечет за собой размещение системы ПРО в Европе. Польская сторона вряд ли тогда могла представить, что такие страны-локомативы ЕС как Германия и Франция, используя свои тесные отношение с российским руководством, будут выступать резко против инициатив США в области коллективной безопасности.

 

Анализируя нынешнюю ситуацию в Европе в области безопасности, следует отметить, что данное заявление появилось вовсе не случайно (как раз накануне кандидат в Президенты США республиканец Митт Ромни совершал рабочий визит в Польшу, во время которого жестко критиковал политику Барака Обамы в отношении Польши) и … очень вовремя.

 

Упомянутым заявлением Варшава сдвинула с мертвой точки дискуссию по вопросам безопасности в Европе, которая в связи с негативными для Европейского Союза последствиями глобального финансово-экономического кризиса практически исчезла с повестки дня европейских форумов высшего уровня. Европа все больше продолжает концентрироваться на внутренних финансовых проблемах, забывая при этом о вопросах стратегической важности, касающиеся, в том числе, ее собственной безопасности. В 2012 году международная проблематика в ракурсе безопасности активно звучит только в контексте резкого ухудшения внутренней социально-экономической и военно-политической ситуации в соседней Сирии.

 

Почему так?

Ответ очевиден: Европу захлестывают волны нелегальной иммиграции с Северной Африки и Ближнего Востока, которые активно начали разрушать европейские берега после событий «Арабской весны» 2011 года. Президент Франции Николя Саркози уже поплатился за то, что проспал начало «Арабской весны» в бывших французских Североафриканских и Ближневосточных колониях. А когда проснулся – было уже поздно. Страна, потопающая в нелегальных иммигрантах с арабских стран, что вызвало массу негодований в обычных французов, 6 мая этого года сделала выбор в пользу социалиста Франсуа Оллана, лишив тем самым Саркози высшего государственного поста Франции. Эмиграционный вопрос стал для французов во время выборов настолько острым, что в первом туре президентских выборах 19% получила Мери Ле ПЕН – лидер французского Национального фронта.

Справедливости ради стоит отметить, что Франция в этом плане стала не единственной страной Европы, в которой население выступает против засилья нелегальных арабоязычных иммигрантов. Италия, Испания и Португалия – в этом же списке. Их политики, учитывая негативный опыт французского коллеги Саркози, явно не хотят повторять его политический путь.

 

Итак, на фоне постепенного сползания европейской дискуссии в сфере безопасности к вышеупомянутым аспектам, довольно вяло обсуждаются вопросы участия Европы в урегулировании конфликта вокруг «ядерного досье» Ирана, у которого, по обобщенным оценкам экспертов группы глобальной разведки Geostrategy, сегодня может находится около 150 килограммов высокообогащенного урана. Чуть более активно европейские политики говорят о перспективах вывода своих военных с территории Афганистана, где в составе НАТО присутствуют подразделения стран-членов Альянса. По сути, вот к этому и сводиться сегодняшнее понимание Европой своего места в системе безопасности континента.

Однако тот факт, что Европа по разным причинам перестала мыслить категориями геополитическими и стратегическими, на самом деле является очень серьйозной проблемой для всех стран Европы, в том числе и для Украины.

Для Киева это особо опасно, поскольку процесс формирования нового пространства европейской безопасности пока что не завершен. Нужно помнить о том, что в регионе Центральной и Восточной Европы Украина является единственным государством, которое, находясь между двумя военно-политическими блоками – НАТО (евроатлантическая ориентация) и ОДКБ (российская ориентация) – пока что не входит ни в один из них. Маловероятно, что такая ситуация будет продолжаться вечно.

Присоединившись в августе этого года к зоне свободной торговли стран СНГ, реализовуя по формуле «3+1» отношения с Таможенным Союзом, а также ожидая от Москвы приглашение присоединиться к формированию Евразийского союза, не приходится сомневаться в том, что Киев раньше или позже также получит приглашение присоединиться к Организации договора о коллективной безопасности. Задумаются ли украинские политики об этом моменте, или продолжат реализацию внешнеполитических экспромтов, которые могут привести к катастрофическим для страны последствиям?

 

Время покажет. Пока же на европейском континенте реальную геополитическую игру демонстрирует Россия, которая упорно укрепляет Таможенный Союз, развивает зону свободной торговли со странами СНГ, а также работает над созданием Евразийского Союза, который в 2015 должен стать альтернативой Европейскому Союзу. Украине пока удается удерживать политический баланс между Восточным и Западным векторами развития, продвигаясь при этом в сторону ассоциированного членства в ЕС. В частности, интеграционные предложения России в области торговли и внешней политики наталкиваются на положения Закона Украины об основах внутренней и внешней политики, принятому украинским Парламентом в 2010 году. В этом Законе четко обозначена главный внешнеполитический приоритет: европейская интеграция.

 

Однако после возвращения Владимира Путина на должность Президента России в марте 2012 года он четко очертил так называемую «зону российского исключительного влияния», географические границы которой четко совпали с границами бывшего Советского Союза. А это означает, что украинскому руководству бедует все сложнее удерживать Западный вектор как приоритетный.

 

Не менее сложная ситуация обстоит с вопросами национальной безопасности Украины. В положениях Закона об основах внутренней и внешней политики полностью выпал аспект сотрудничества с НАТО, и закрепилась норма о внеблоковом статусе Украины. Судя по активизации ОДКБ, а также учитывая все интеграционные процессы на постсоветском пространстве, строк действия этой нормы для Украины неумолимо приближается к завершению. И продлить его в нынешних международных условиях будет практически невозможно. У руководства Украины появились реальные шансы попасть в клуб постсоветских государств, озабоченных вопросами военно-политической безопасности. Даже не смотря на то, что буквально месяц тому назад Узбекистан, под покровительством США, приостановил свое членство в ОДКБ. Не имея на сегодняшний день политической страховки Вашингтона, Киеву будет тяжело отстаивать свою позицию в отношении участия в ОДКБ.

 

Почему Польша разочарована позицией США по вопросам ПРО?

И все-таки вернемся к вышеупомянутому заявлению Президента Польши по поводу «политической ошибки», совершенной его предшественником Лехом Качиньским, трагически погибшим в авиакатастрофе в России в апреле 2010 года.

 

Группа глобальной разведки Geostrategy усматривает в критике Президента Польши желание не только активизировать дискуссию среди европейских политиков на тему эффективных путей обеспечения европейской безопасности. Прежде всего, такие заявления вызваны желанием развернуть на 180 градусов позицию официального Вашингтона, касающуюся размещения системы ПРО в Европе.

 

Еще в начале так называемой противоракетной дискуссии было решено, что на территории Польши будут размещаться 10 баллистических ракет системы ПРО, а радарная установка будет установлена в Чехии. Однако после прихода Барака Обамы в Белый дом планы кардинально поменялись, и в свете российско-американской перезагрузки было принято решение сделать ставку та размещение систем ПРО на военных кораблях, базирующихся в акваториях Чорного и Балтийского морей. Таким образом, внимание США было переориентировано с Польши и Чехии на Румынию и Турцию, которые так же рьяно заявили о готовности подставить Вашингтону плечо в вопросе сознания европейской системы противоракетной обороны.

 

Важно отметить, что такой шаг не в полной мере вписывается в план по достижению цели размещения системы ПРО в Европе, которая звучит как «сдерживание ракетно-ядерных угроз со стороны так называемых стран-париев, в первую очередь агрессивной Северной Кореи и набирающего влияния Ирана». Западные эксперты указывают на желание Вашингтона сдержать потенциальную агрессивную внешнюю и военную политику Москвы, которая запустила процесс реставрации бывшего Советского Союза.

 

Именно потенциальная российская угроза подталкивает польское руководство к необходимости вновь и вновь поднимать вопрос о месте Польши в европейской системе противоракетной обороны. Кстати, российская угроза стала еще более материальной после августа 2008 года, когда произошли открытые военных столкновения между Россией и Грузией, в результате которых Грузия потеряла часть своих территорий.

 

Если быть полностью откровенным, то следует отметить, что сама по себе система ПРО не дает никаких гарантий таким странам как Польша в отношении возможной агрессии извне, то есть угрозы, которая может исходить от стран-нечленов НАТО или так называемого «незападного клуба». Однако пребывание на территории Польши военных подразделений США, которые будут обслуживать элементы системы ПРО, могут стать важным сдерживающим фактором.
 

В этом случае США в накладке также не останется. Они, по крайней мере, решают для себя одну важную геополитическую задачу: возвращение в регион Восточной Европы, причем именно тогда, когда отношения США с такими европейскими государствами как Франция и Германия находятся в стагнационном состоянии. В этой связи на ум приходит недавняя инициатива Збигнева Бжезинского, который предложил перенести штаб-квартиру Совета Европы с французского города Страсбург в Киев. Причина для такого маневра простая: центр тяжести европейской геополитики постепенно, но неудержимо переносится из Парижа и Берлина в Центрально-европейские страны. Вот так, не больше и не меньше.

 

Какие выводы следует сделать Украине?

Уже практически доказанным фактом является существование значительных трудностей в политическом диалоге сегодняшней украинской власти с лидерами стран Запада. К сожалению, Соединенные Штаты не являются в этой связи исключением.

Такое положение международных вещей не может удовлетворять Президента Украины Виктора Януковича, уровень контактов которого с Западом находиться в низшей точке с момента прихода к власти в 2010 году. Главе украинского государства просто жизненно необходимо выстраивать эффективный диалог с Западом, поскольку именно он может стать спасительным кругом в случае возникновения потенциальных разногласий с Россией. Преодолеть взаимную украинско-еесовскою и украинско-американскую глухоту может помочь вопрос об участии Украины в системе создания европейской системы противоракетной обороны. Главное – правильно его преподнести и «продать».

После саммита НАТО в Лиссабоне в ноябре 2010 года украинская сторона уже высказывала интерес в участи в процессе создания системы ПРО. Правда, после того, как подобное предложение было сделано России. Однако дальше политических заявлений, высказанных тогдашним Секретарем Совета национальной безопасности и оборины Украины Раисы Богатыревой, дело не пошло.

 

Ну что ж, время для реанимации украинских предложений в области участия в создании системы ПРО вновь пришло. Для этого Киеву следует подготовить широкий пакет предложений по техническому участию Украины в создании ПРО, в которые необходимо включить предложение по размещению на крейсере «Украина» радара европейской системы ПРО, который может на постоянной основе находиться в территориальных водах Чорного моря, или, в случае необходимости, покидать его акваторию. Кстати, сложная военная судьба крейсера, который украинская сторона хочет продать российской (в марте 2011 года Министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил, что ракетный крейсер Украина российская сторона возьмет только даром), может объединить две страны в контексте их общего участия в создании европейской системы ПРО.

 

Киеву необходимо также понимать, что реализация проекта по строительству мобильной европейской системы ПРО нынешней Администрации Президента США. Именно поэтому американский Президент Барак Обама, в случае сохранения своего поста после проведения в ноябре этого года президентских выборов, может быть искренне благодарен украинскому Президенту за поддержку в трудную минуту планов по строительству мобильной системы европейской противоракетной обороны.

 

Вот с таких вещей и нужно начинать выстраивание правильных и нужных отношений с Западом, соблюдая при этом восточный внешнеполитический баланс.
 

ЦЕ МОЖЕ ВАС ЗАЦІКАВИТИ

Розмови про надання Україні зброї не повинні припинятися

Стівен Сестанович (Stephen Sestanovich)
Стівен Сестанович (Stephen Sestanovich), старший аналітик Ради зовнішніх зносин, США

В якому б форматі не проводилися дебати про те, чи треба Сполученим Штатам Америки надавати летальну зброю Україні для зупинення російської військової агресії на Сході країни, сам факт таких розмов вже позитивно впливає на дипломатичні шляхи вирішення конфлікту.

Україна повинна швидше здійснювати реформи

Ольга ОЛІКЕР
Ольга ОЛІКЕР (Olga Oliker), старший аналітик Центру стратегічних та міжнародних досліджень (Center for Strategic and International Studies)
Профессор

Віце-президент США Джо Байден під час свого останнього візиту в Україну оголосив про наміри США виділити Україні додатково 120 млн. дол. допомоги на проведення економічних реформ та боротьбу із корупцією.

Про підписання Угоди про асоціацію між Україною та ЄС

Йоханнес Корнеліс ван Баален
Йоханнес Корнеліс ван Баален, депутат Європарламенту від Нідерландів, політична група «Альянс лібералів та демократів за Європу»

Ми вважаємо, що для України життєво необхідно мати демократичне виборче право, оскільки Угода про асоціацію – це більше, ніж просто вільна торгівля. Вона закладає наші структурні відносини, тому виборче право, яке відповідає європейським стандартам, – життєво важливе.